Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как найти своего психолога?

Приятно осознавать, что уровень психологической культуры современных родителей растет и они все больше понимают, что в таком важном деле, как становление человеческой личности, лучше действовать грамотно. Все правильно – каждый должен заниматься своим делом, и лучше вовремя обратиться к специалистам. Однако здесь родители становятся в тупик: ведь хочется не ошибиться в выборе, потому что дети – это самое дорогое, что у них есть...

Довольно часто мне приходится слышать вопрос: какими принципами необходимо руководствоваться при выборе психолога? И как вообще определить его надобность? Пора или не пора?
На мой взгляд, необходимость посещения специалистов по человеческой душе возникает в том случае, если родители сталкиваются с явными сложностями в отношениях с ребенком, причем сложностями “застрявшими”, усугубляющимися, затянувшимися. Иными словами, важно определить тенденцию. Ухудшается – ведите!

Тестируем специалистов!

Первый визит даже к известному “светиле” нужно делать без ребенка.
И главное, для чего нужен этот визит, – определить, насколько специалист понравился именно вам. Вот так просто, по-человечески, “легла душа” или нет. Потому как если лично вам этот человек не близок, никакой терапии не получится.
Мне кажется, бывает полезно еще до знакомства прочесть книжку этого человека (если таковая имеется). Вам сразу станет видна глубина его “освоения мира”, границы его мышления. И сразу станет ясно – это человек близкий вам по восприятию или нет.
Хотя бывает, что человек прекрасно пишет, имеет хорошую репутацию, но при личном контакте отталкивает своими манерами, жестами, тембром голоса. Это важно, так как через невербальные средства открываются или не открываются ваши каналы восприятия всего комплекса терапевтического воздействия. Для того чтобы работать в тесном контакте с психологом, хорошо бы говорить с ним на одном языке, иначе понять суть проблемы ни ему, ни вам не удастся.
Также стоит обратить внимание на то, насколько подробно объясняет вам специалист все свои действия по отношению к вашему ребенку. Если он слишком туманен и загадочен – оставьте его со своей загадочностью наедине.
Ничего необычного в том, что вам не понравился заслуженный специалист, нет. Иногда вам может помочь пусть не такой известный, но приятный для вас психолог, с которым вам легко.
Если это произошло, ведите туда ребенка. И тут – второй тест, который должен пройти специалист.
Вполне может оказаться, что хорошая для вас тетя абсолютно не понравилась малышу. Прислушайтесь! Не нужно думать, что ваш малыш капризничает, что он не понимает и т.д. Психолог, не вызывающий доверия у ребенка, должен быть исключен из вашей жизни сразу по определению. И этого тоже не надо бояться.
Маленькое замечание. Если ребенок – дошкольник, лучше бы не говорить ему, что вы идете решать какую-то его проблему. Сам визит стоит обозначить как поход к вашему знакомому, с которым вам надо бы поговорить, посоветоваться. А малыш пусть “подождет вас немного рядышком, поиграет”. С детьми постарше, особенно уже прошедшими предшкольный отбор (тестирование), можно быть более откровенным. И все же старайтесь не придавать вашей общей проблеме слишком большой масштаб. Не пугайте человека!
Во время визита обратите внимание на реакцию ребенка. Если он стал маяться, искать себе прибежище и тянуть вас за руку – как можно быстрее прощайтесь с психологом, чтобы не усугублять беспокойства малыша. Пользы от дальнейшего разговора для ребенка не будет никакой. Если вы недоговорили со специалистом, лучше придите к нему в следующий раз одни. А ребенку обязательно скажите, что он очень понравился вашему знакомому(ой). Тогда есть надежда, что возможный следующий визит (к этому или другому доктору) пройдет безболезненно. В моей практике было несколько случаев, когда дети были настолько травмированы опытом “психологической помощи”, что напрочь отказывались встречаться с психологами повторно. Здесь лучше не рисковать.

Вместе с ребенком или без него?

Собственно, существует две основные проблемы, с которыми родители обращаются к специалисту: проблема У ребенка и проблема С ребенком у них.
Если у вас первый вариант – то тогда все взрослые объединяются для помощи самому ребенку. Если второй – то психолог выступает в роли посредника-переводчика со “взрослого” языка на “детский” и наоборот.
Поход к психологу вместе с супругом(ой) эффективен в том случае, если оба взрослых придерживаются похожих воспитательных стратегий и психолог сможет направить их усилия в нужное русло. В противном случае более эффективными будут встречи с каждым родителем по отдельности, и специалист здесь выступит в роли своеобразного “переводчика” между ними.
Бывают ситуации, когда родителям достаточно лишь поговорить со специалистом, обозначить какие-то акценты и дальше действовать самим.
Честно говоря, в незапущенных случаях это лучшая модель, так как специалист здесь выполняет роль более компетентного со-участника коррекции, а все остальное делают родители сами, “по обстановке”. Ребенок лишь начинает жить немного в иной среде и, естественно, постепенно меняется. Но такая модель требует от взрослых значительных внутренних затрат, и это не всех устраивает. Многим ближе девиз: “Я заплатил – пусть психолог и сделает из моего ребенка человека”. При таком подходе результата не будет никогда. Волшебников в этой сфере искать не нужно, так как процесс преобразования (и себя, и ребенка, и ситуации) должен проходить не стихийно, наскоком, а осознанно.

Меню, которое должно быть

Как правило, психологи не дают практических рекомендаций. Их задача – нарисовать человеку картину, показать имеющиеся ресурсы и помочь ему самому принять то или иное решение (изменить поведение). В противном случае человек начнет проводить в жизнь чужую модель, не имея на то своих ресурсов. А это опасно.
Лучший психолог – это психолог, задающий
вопросы, а не дающий ответы.
Другое дело, что порой вопросы задаются не те, и человек вместо света в конце тоннеля видит мрак. Именно поэтому я считаю, что психологи должны предлагать клиенту те или иные возможные пути решения, а уже выбор остается за самим человеком. Но “меню” должно присутствовать обязательно, и задача специалиста – показать плюсы и минусы разных выборов.
Кстати, быстрых результатов после общения с психологом ждать не стоит. Обычно коррекция поведения ребенка длится не менее полугода, а то и год. Бывает, что родители не выдерживают и бросают терапию. А зря. У каждого лекарства есть свой курс лечения, и хороший результат может быть лишь после его окончания. Важно отслеживать тенденцию, наблюдать, что и как меняется в ребенке и в нас, родителях. То есть ответственность за результат терапии лежит на обеих сторонах, и этим не следует пренебрегать.

Чем различаются психологи?

Оставим в покое уровень квалификации и поговорим о подходах к оказанию психологической помощи.
Таких подходов сейчас не так уж и мало, они строятся на разных идеях и соответственно на разных способах воплощения этих идей (методиках, технологиях).
Перечислю лишь некоторые из них, самые известные:
– психоанализ;
– поведенческая терапия;
– НЛП (нейролингвистическое программирование);
– гештальт-терапия;
– клиент-центрированная терапия;
– логотерапия и экзистенциальная психотерапия;
– групповая терапия.
Все они различаются по одному критерию – ответу на вопрос: «Что лежит в основе развития личности?».
Если Виктор Франкл (логотерапия) считал, что для успешной реабилитации человеку важно обрести смысл своего существования, то психотерапевт, работающий на этой базе, ищет вместе с человеком смысл его жизни; если Зигмунд Фрейд (психоанализ) был уверен, что все проблемы личности – в подавлении либидо, то он и копался в подвале его сознания (в инстинктах), изучая бессознательное; если Альфред Адлер думал, что в основе развития человека – стремление преодолеть комплекс неполноценности через социально успешную деятельность, то он и лечил клиента, показывая ему пути самореализации (как средство избавления от внутренних комплексов).
Кто-то лечит, меняя установки и отношение к жизни через поведенческие алгоритмы, кто-то – игрой, кто-то – гипнозом...
Таким образом, от того, какую идею выбирает для себя психотерапевт, и складывается его индивидуальный профессиональный профиль. Одни специалисты сильны в сказкотерапии, другие – в психоанализе, третьи работают гештальт-терапевтами. Кому что ближе и роднее. Например, кто-то считает, что надо идти от души (психоанализ), а кто-то – что от тела (телесная психотерапия) или изменения поведения (бихевиористы).
Предваряя возможные вопросы об эффективности той или иной методики, скажу, что на сегодняшний день нет универсально-эффективной методики, потому что именно здесь огромное значение играет личность самого психотерапевта. Более того, в относительно новой экзистенциальной психотерапии (Д.Бьюдженталь, И.Ялом; у нас – Сергей Братченко, Дмитрий Леонтьев) вообще опора идет еще и на личный опыт психотерапевта, глубину его собственной личности.
Также существуют и два основных вектора: работа с Прошлым человека и проектирование его Будущего. (Вспомним традиционное: “Кто виноват?” и “Что делать?”. В данном случае это два разных подхода.)
Иными словами, мой призыв искать своего психотерапевта на том и основан: необходимо полноценное совпадение “ключика” и “замочка”, общность восприятия мира у обеих сторон; одинаковое “кодирование” ситуации и похожее восприятие соотношения души, разума и тела.
Однако не все специалисты могут, помимо психологических характеристик, обратить внимание еще и на то, понимает ли клиент тот язык, на котором с ним пытаются общаться.
Я уверена, что именно подбор языка под клиента и является одним из самых важных показателей профессионализма. Если клиент плохо представляет себе, о чем говорит ему “недосягаемый”, сыплющий терминами специалист, то это не его проблема.
Конечно, эффект терапии во многом зависит и от культурного уровня клиента.
К примеру, человек, не сильно задумывающийся о смысле бытия, вряд ли воспримет на “ура” экзистенциальный подход или логотерапию; а вот поведенческую модель запросто. А человека, погруженного в мысли о вечном, сложно заставить заниматься аутотренингом, потому как это покажется ему бессмысленным набором фраз. И он уйдет от психотерапевта разочарованным. Но я считаю, что основная вина здесь лежит на специалисте – это он должен “прощупать” кодировку клиента, и если она сильно не совпадает с его собственной, лучше отказаться от оказания помощи. Наиболее продвинутые профессионалы так и делают, проводя предварительную (бесплатную) оценку ситуации. В результате “не их” клиенты к ним просто не попадают.
Те же, кто берется за всех подряд клиентов, лично у меня вызывают сомнения. Если психолог не может адекватно оценить собственные возможности, то как же он поможет другому?

А вообще мы слишком серьезно относимся к любым специалистам и потому порой разочаровываемся. А зря. Ну купили вы некачественный продукт. Это ж не значит, что всю жизнь не будете его больше покупать, правда? Так и здесь. Пришли, поговорили. Не прониклись – попрощайтесь. Умный специалист всегда это поймет. А не очень компетентный обидится, что его не оценили по достоинству. Зачем вам такой?
Ведь мы все очень разные. И каждому нужны разные ключики, чтоб можно было “раскодировать” нас правильно. И правильно помочь нам найти свое решение.

P.S. Заранее приношу извинения коллегам за возможные неточности формулировок и буду признательна за поправки и уточнения.

Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им. Герцена,
автор сайта «Inter-педагогика»
Санкт-Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru