Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРИРОДА ШКОЛЫ 
 

Татьяна БАБУШКИНА

“Он занят, он строит воздушные замки”

Как в музыке существует музыкальный слух, так и в педагогике есть слух педагогический. И оказывается, его тоже можно развить...

Когда-то Анатолий Арсеньев сказал мне: вот представь холм, на нем замок, из которого ведет множество путей. А за замком – Вселенная. И можно выйти на эту дорогу и пойти по ней, и познать эту Вселенную. И можно выйти на другую дорогу и познать Вселенную... Надо постараться найти свой путь и научиться уважать другие пути. Потому что пространство мудрости находится на определенной высоте, на которую можно подняться и через педагогику, и через астрономию, и через химию...
И эти слова прояснили, может быть, самое важное: найти свой путь и уважать другие пути. Это первое, о чем я говорю детям. Об этом же я говорю студентам, прежде всего будущим педагогам.
Свои семинары Анатолий Сергеевич часто начинает с вопроса: где мы? И оказывается, что многие люди, зная название улицы и города, совершенно не знают, что это за место, чем оно примечательно и чем является для них в более широком пространственном и временном контексте.
И тогда философ рисует дерево. Человек растет, как дерево, говорит он. И у человека есть корни: самые значимые детские и юношеские впечатления, переживания, смыслы. И есть ветви: наши интересы, конкретные задачи, дела. И пока все хорошо, ты растешь легко и свободно, а если случается что-то плохое – возникает потребность вернуться к своим истокам.
К сожалению, сегодня люди забывают об этом. Современная жизнь заставляет загруженных и уставших взрослых думать очень конкретно и предметно, поэтому наши мысли стали более плоскими, из общения с детьми ушло “вертикальное измерение”, разговоры о главном. Взрослые ищут готовые рецепты: как воспитать, обучить, закрепить те навыки, которые требуются уже даже для перехода в “следующий” детский сад. Педагоги учат ребенка своему предмету, не задумываясь: какой это ребенок, в чем его неповторимость и что с ним будет потом?
Итог подводит статистика, которая свидетельствует о росте числа детей с травмированной психикой, об увеличении случаев детской жестокости и подростковых суицидов.

Мудрость и образование

Сегодня особенно остро встает задача помочь детям отыскать в себе и мире те важные смыслы, на которые они смогут опереться.
С такой целью мы создали студенческий педагогический клуб “Это”, работа которого во многом опирается на философские идеи Арсеньева.
Начнем с тезиса, что педагогическое сообщество должно строиться по особым, “не взрослым” законам. Образование и мудрость часто не совпадают. Ребенок может сказать поразительные по глубине вещи именно тогда, когда встречается со взрослыми, для которых люди живущие и жившие равно интересны и равно значимы, как будто нет возраста, нет времени.
И еще: педагогическая деятельность должна быть одновременно ориентирована на личностный рост детей, студентов, которые готовятся стать педагогами, и родителей.
Именно так мы работаем с детьми с задержкой в развитии, которые приходят к нам на реабилитацию по направлению врача. Чтобы помочь этим ребятам, мы создали отдельный клуб “Внимание, черепаха!”, где проблемные дети занимаются вместе с обычными ребятами, студентами, педагогами, мамами и папами. Причем студентов столько же, сколько детей, и многие молодые педагоги сами еще совсем недавно были “черепашатами”. Так что новые члены клуба сразу окунаются в особую атмосферу.
Уже 25 лет, как мы проводим уроки-фантазии с детьми 1–3 классов, у которых есть сложности вхождения в школьный мир. Чтобы сделать этот переход более плавным, мы через кукольный театр, пальчиковый театр, театр овощей, фруктов, предметов, башмаков, цветов стараемся сохранить и обогатить в детях метафорический язык.
Другая часть этих уроков непосредственно отражает идею, что развитие человека происходит через переживания отношений человек – мир как двух равноценных и бесконечных живых явлений. Эти уроки мы так и называем “Я – мир” и “Мир – я”. Есть занятия, когда человек обращается к миру. Например, “Окно моего детства”. И есть другие занятия, где мир обращается к детям от имени дерева, огня, колеса.

Как мы превратились в “стихиаль”

Одна из моих любимых глав у Арсеньева – о различии механистического и органического. Он говорит, что “в механистической системе вся периферия жестко закреплена, а в органической – вариабельна”. Что это значит? К примеру, если праздник проходит “органически”, в нем только основное, стержневое действо идет в полном соответствии с первоначальным замыслом, а эпизодические события протекают свободно, и по ходу возникают импровизации. Потому что состояние ребенка для нас важнее, чем гладкое течение праздника.
В прошлом году с ноября до Нового года у нас в клубе был “Праздник ожидания праздника”. Сначала мы делали фонарики, потом домики, причем каждый создавал свой неповторимый домик. Потом была восковая сказка, теневой театр, знакомство с кулинарными секретами бабушек и дедушек... А еще к празднику каждый, орудуя дыроколом, сделал для себя большой килограммовый пакет снега.
И вот наступил Новый год. Совершенно волшебное время, когда наши дети превращались в “стихиаль” (слово Даниила Андреева) снега. Ребята выходили в свое игрушечное селение светящихся домиков и “выпадали снегом”. Снег падал на домики, на восковые фигурки, на палас... А когда в селении намело целые сугробы, дети ползали по этому снегу, подкидывали его, зарывались в него! Будто целая река эмоций вырвалась на свободу.
У нас есть ребята, у которых, можно сказать, потеряна часть важного опыта внутренней жизни. Одному ребенку строгий отец запрещал не только вырезать, делать аппликации, но даже рисовать. И у шестилетнего мальчика начался невроз. Мне просто не передать, что с ним было, когда он увидел, как падает этот снег...
Конечно, обо всем не расскажешь, но у Арсеньева есть одна крайне значимая для педагогов работа, о которой нельзя не сказать. Она называется “Подросток глазами философа”. Я не знаю другого философа, который так глубоко размышляет о подростковом периоде жизни, о времени, кажущемся нам, взрослым, временем ничегонеделания, какого-то непонятного перезванивания по телефону, смотрения в зеркало. А ведь это время познания себя, примерки новых социальных ролей, открытие своей особенности через созерцание мира вокруг себя. Арсеньев говорит о необходимости бережного отношения к этому облачному периоду жизни. И вспоминаются слова поэта Юрия Левитанского: “Он лежит на траве... Неотрывно глядит в небеса... Не мешайте ему... Он занят, он строит воздушные замки”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"