Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРИРОДА ШКОЛЫ 
 

В системе образования все разложено по полочкам, все регламентировано: одно дело учеба, другое – воспитание и уж совсем третье – развитие творческих способностей… Система заранее делит мир на части: различные учебные предметы, учебные и вне-учебные интересы… Здесь учителю и ученику навсегда отведены строго определенные роли: учить и учиться. За учителя над его же работой размышляют ученые, методисты, чиновники. Система вынуждает педагога чересчур полагаться на старые и новые методики, вместо того чтобы доверять своему живому чувству, собственному пониманию ребенка.
Те, кто управляет системой, ориентированы на единообразие, на стандарты и программы, эти люди просто не могут всерьез озаботиться тем, что необходимо ребенку для его личностного роста, для развития в нем внутренней свободы и ответственности. Ставить и решать такую задачу может только учитель. А помочь учителю в этом способна... философия.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Чем же может помочь учителю философия?

Случаи прямого влияния философских идей на практику – редкость. Хотя иногда такое влияние бывает весьма продуктивным, к примеру, точкой отсчета школы диалога культур стало знакомство харьковских учителей Вениамина Литовского и Сергея Курганова с книгой Владимира Библера “Мышление как творчество”.
А первые уроки ШДК разрабатывались совместно с Владимиром Соломоновичем, для встреч с которым учителя на субботу и воскресенье приезжали из Харькова в Москву.
И все же обычно философия влияет на работу учителя опосредованно, расширяя сознание, помогая преодолеть стереотипы мышления.

Точки сборки

Не секрет, что в школьном образовании целостное видение мира подменяется мозаикой отдельных предметов. Философия позволяет учителю обрести более широкий взгляд на преподавание своей учебной дисциплины.
И тогда введение в предмет можно начинать не с рассказа о том, какая, к примеру, химия великая и важная наука, а с разговора о том, что это один из языков, который позволяет узнать о мире много интересного. Такая смена ракурса когда-то произошла у педагога из Подольска Натальи Тамбиевой. Она преподает в гуманитарном колледже, и надо отметить, что в этом году большинство учеников из класса Натальи Артуровны выбрали химию как предмет, который они хотели бы сдавать на выпускном экзамене.
Когда прежние методы работы перестают устраивать учителя и он чувствует, что мог бы работать иначе, но ему еще трудно связать интуитивные ощущения в ясное понимание иных возможностей, общение с философом помогает обрести эту связующую нить.
Так, желая выстроить обучение в соответствии с возрастными особенностями детей, учитель музыки Лев Виноградов изучал различные системы музыкального образования. Но ни в одной из них Лев Вячеславович не обнаружил ясного теоретического представления о развитии музыкальных способностей ребенка, на которое он мог бы опереться в собственных поисках. Однажды после выступления с докладом о собственных педагогических разработках на одной из конференций к нему подошел философ Эвальд Ильенков и среди прочего сделал следующий вывод: “Ваш предмет психологичен”. Понимание смысла этой фразы к Льву Виноградову пришло позже, в первый момент он просто поверил Ильенкову, но именно созвучие слов философа внутреннему ощущению педагога определило приход Виноградова в педагогику развивающего обучения.
Такие встречи, когда диалог с философом помогает собрать интуитивные догадки, проблески понимания в целостное представление, некоторые учителя называют точками сборки.
Педагог из Ростова-на-Дону, сотрудник областной детской библиотеки Любовь Бажанова вместе с учителями литературы в разных школах города проводила уроки, где главной целью было приобщить детей к книге. Но, как Любовь Ивановна поняла впоследствии, на занятиях она всегда пыталась решить еще одну задачу: обратить детей к анализу поступков героев книг и через это – на размышления о самих себе. Размышления Арсеньева о внутренних законах развития личности дали ей возможность увидеть свою работу в более широком контексте и тем самым осознать, “что же, собственно, я делаю”. И тогда пришло понимание: “а как я могу делать это лучше?” Вскоре Бажанова стала придумывать для своих уроков игры-рефлексии.
Скажем, игра “Ковчег детства” вовсе не похожа на обычное учебное занятие. Главное здесь в том, что каждый ребенок собирает свой “ковчег детства”, вспоминая то, что он любит. Оказывается, дети удивительно богатые люди, у них есть множество любимых вещей. И постоянно продолжают появляться новые сокровища.
Вот и ответ на вопрос, чем философ может помочь практику. Философия способна быть катализатором творческого и профессионального роста педагога при условии, что учитель сам движется по пути осмысления и решения практических задач, а не рассчитывает на готовые рецепты. “Прикладное” использование философии требует встречного усилия.

Тьма и звезды

Сегодня можно прогнозировать рост интереса профессионалов, которые по роду деятельности ответственны за будущее детей, к философии. Но не к той философии, мысль которой теряется в поиске собственных оснований, а к философии, которая видит свое основание в самом человеке, в его способности осмысливать мир, говорить о нем на доступном для обычных людей языке.
К этому педагогов и воспитателей побуждают изменения, происходящие в современном мире.
Прежде всего меняется мир детства. А значит, привычные педагогические средства перестают работать.
Например, одна из серьезных проблем: как найти подход к детям, которые живут среди обилия самой разнообразной информации?
Одновременно меняется взгляд теоретиков педагогики на образование. Сейчас фактически все сходятся на том, что предметное знание уже не может быть главной целью образования. На первое место постепенно выступают другие цели, которые нуждаются в осмыслении и прояснении.
История показывает, что главные ориентиры педагогики великие учителя прошлого осмысливали исходя не только из своего опыта, но также из опыта религиозной, научной и философской мысли. По сути, это всегда был диалог. И сегодня, на наш взгляд, для педагогики пришло время диалога.
У философии же есть одно особо значимое для настоящего времени свойство – способность к синтезу, объединению, казалось бы, несопоставимых смыслов в целостную картину мира. Сегодня, когда мы переживаем кризис гуманитарного знания и явный распад так называемого научного мировоззрения на множество самостоятельных и далеких друг от друга подходов, это присущее философии качество может помочь разрешить крайне острую проблему: осознания и выражения самых важных для человека смыслов на языке, адекватном мироощущению современных людей. И понятен интерес к философам, которые осмысливают современность, в том числе опираясь на русскую религиозную философию с ее парадоксальным утверждением, что при всей изменчивости внешних форм жизни главные сокровенные смыслы прихода человека в этот мир остаются одними и теми же, но в разные времена у разных людей они проявляются по-разному. И что только проясняя эти смыслы в самих себе, делая их ориентирами для себя, мы можем расти сами и помогать в этом личностном росте детям.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru