Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
МАСТЕРСКАЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Разобьем мораль на клеточки!

Учителя, ведущие одновременно историю, граждановедение и обществознание, очень хорошо видят, где смыкаются эти предметы, и понимают, что на этих стыках много пробелов. В первую очередь это основные теоретические понятия.
Подразумевается, что к десятому классу, к началу изучения обществознания, у школьников должен быть достаточный, усвоенный на уроках истории теоретический багаж. Однако на самом деле история как учебный предмет больше занята конкретным материалом, и на отработку теории времени в программе отводится очень мало. Поэтому преподавание обществознания становится большой проблемой: во-первых, учебные тексты изобилуют научными терминами,
во-вторых, за небольшой срок нужно компактно изложить огромный теоретический материал, относящийся к различным наукам общественного цикла. Причем изложить так, чтобы он был хорошо и неформально усвоен.
Именно в решении этой проблемы помогает метод работы с граф-схемами и сводными таблицами.

15 минут вместо двух уроков
При изучении темы граждановедения “Право и мораль” в девятом классе мы начали с того, что определили сначала оппозицию – закон и обычаи, выявили между ними основные отличия и составили по этому материалу таблицу. Именно составление таблицы помогло ответить на вопрос, что их объединяет, а именно: система норм поведения. После обсуждения в классе мы предположили, что эта система может быть основана либо на законах, либо на обычаях. На основе вывода была составлена схема.
Для того чтобы проверить, насколько глубоко и осмысленно ребята усвоили тему, я попросила их показать на схеме, где, с их точки зрения, мораль и где право. Задание было выполнено с легкостью. Следующий вопрос был о том, что такое мораль и право. Опираясь на схему, задание без затруднений выполнили даже не очень сильные ученики. Вся работа заняла у нас 15 минут, тогда как при традиционном объяснении на усвоение материала требуется не менее двух уроков. Очень важно и то, что при таком подходе полностью снимается необходимость механического запоминания. В дальнейшем, по прошествии довольно длительного времени, оказалось, что материал усвоен прочно и ребятам с ним легко работать.

Понять легче, чем запомнить
Еще одна тема, в работе с которой очень помогла технология составления граф-схем, – это “Формы государства” из курса политологии.
Прежде всего надо было уточнить понимание термина “власть”. Потому что “государство” – это один из способов осуществления власти. Однако оказалось, что практически все ученики связывают слово “власть” только с прямым государственным насилием. А большинство в ответ на вопрос: “Что для вас противоположно понятию государства?” – сказали: “Отсутствие власти”. Ясно, что в дальнейшем им будет довольно сложно объяснить, что такое демократия.
Необходимо было показать ребятам, что власть может осуществляться в двух формах: самоуправление и государство. Здесь и пришла на помощь граф-схема.
За отправную точку взяли состояние общества: наличие или отсутствие власти, причем использовали определение учениками власти как способа навязать свою волю всем, живущим в этом обществе. После этого проще было на схеме найти место и самоуправлению, и государству, преодолев таким образом чисто бытовое представление о предмете изучения.
Только теперь, после уточнения понятия “государство”, можно было осмысленно приступать к теме “Формы государства”. По программе положено прочитать соответствующий текст из учебника (примерно 15 страниц, 25 основных терминов) и изложить его. Оказалось, это сделать практически невозможно: для начала необходимо выяснить значение непонятных слов, каких – ребята должны были выписать самостоятельно. После этого мы составили соответствующий словарик. Следующий шаг требовал выяснения связей, существующих между перечисленными понятиями, осмысления системы в целом. Что по сути дела и было бы пониманием темы.
Для этого десятый класс получил составленную мной схему с незаполненными клетками. А одиннадцатому классу, как более опытному в составлении схем, я предложила во время чтения двухчасовой лекции составить схему самостоятельно. В результате все без исключения ученики справились с заданием: схема была составлена и заполнена.
Механически заучить ее почти невозможно, тем более запомнить надолго. После проделанной работы оказалось, что материал усвоен прекрасно: через три недели, когда мы занимались уже совершенно другой темой, я неожиданно для учеников попросила воспроизвести таблицу. А для облегчения задания предложила воспользоваться “пустографкой”. Однако от подсказки все отказались и воспроизвели схему самостоятельно. Вся работа заняла не более пяти минут, ошиблись не более 3–4% учеников, причем не в целом, а лишь в деталях.
Позже на уроках истории, опираясь на таблицу и изученные понятия, ребята без затруднений выполнили работу по самостоятельному определению политического режима в России начала XX века. Это была классическая логическая операция.
Таким образом, схема позволила не только запомнить материал и усвоить понятие “форма государства”, но и в дальнейшем оказалась сама по себе удобным инструментом для дальнейших самостоятельных исследований учеников.

Ольга ВОЛОШИНА,
учитель НОУ “Алеф”
Москва

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru