Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ

Нина КАШИНА

На северо-юге без перемен

Древний подход к классификации черт личности – кельтский крест – помогает определить, какие проблемы стоят перед ребенком, где наш педагогический просчет, а где особенности его психики

Психолог школы как бы невзначай вывесила свои результаты психологического тестирования выпускного класса – кто у нас сангвиник, а кто флегматик – со всеми выкладками.
И впервые за годы знакомства с ними мне стало ясно, что легкая сомнамбуличность гениальной Наташи – это ее родное, глубоко меланхолическое, что импульсивность Лехи – его родная, но не сангвиническая, а холерическая, что лучезарная улыбка Пети – это тот максимум веселости, который возможен на границе флегматика и меланхолика. И не надо пытаться развеселить. Все в порядке. Только каждый в своем порядке. У Винни-Пуха одна норма, у ослика Иа-Иа – совсем другая. И не надо их путать. Почему же я не догадалась, не знала этого раньше?

А вы определили свое чадо? Вы знаете его параметры психики? Не поленитесь, сделайте простые тесты – вам откроется столько интересного и полезного. Во всяком случае, вам будет немного легче на разных резких поворотах совместной жизни.

Есть древний подход к классификации черт личности – кельтский крест. Помните про Штирлица – «характер нордический»? Это оттуда.
Есть четыре основных типа личности:

люди Севера – нордические – это лидеры, они способны вести за собой человеческие массы, увлечь или заставить подчиниться;
люди Востока – они генерируют идеи и кидают их в массы; им все равно, что будет с этими идеями;
люди Запада – эти могут осмыслить произошедшее, сделать выводы; узнать их просто: получив задание, они прежде всего берут бумажку и карандашик, уединяются в уголке – думают;
люди Юга – они согревают и объединяют всех.

Соответственно есть люди Юго-Запада и люди Северо-Востока. Это не география – здесь встречаются Юго-Север и Западо-Восток. Легко! Мало того, в каждом человеке есть и Юг, и Север, и Запад, и Восток, во всяком случае, в каждом действительно взрослом человеке они должны быть.
В каждом человеке эта «роза ветров» представлена качественно (есть – нет) и количественно (от нуля до бесконечности). Есть люди маленькие – все четыре качества на нулях, а есть орлы – все четыре в избытке. Настоящих орлов мало. Остальные граждане располагаются где-то между ними.
Цельный человек – он широк во все стороны, на все руки сразу: он может повести за собой, может родить свежую идею, осмыслить ошибки и сохранить контакт с окружающими.
Если в человеке выражены одно-два качества, но мощных, он ищет себе партнеров с комплиментарными качествами и обретает равновесие уже на другом уровне. Так образуются гармоничные семьи и коллективы.
Ведь хороший поход может получиться только если есть лидер, способный выбрать правильный маршрут и повести за собой, есть генераторы идей, есть летописцы и завхоз, есть теплые граждане, которые станут «душой компании» и не дадут остальным поссориться и разбежаться в разные стороны. Не надо разбираться, кто важней и нужней, – они все части одного целого, им нельзя друг без друга.
Аналогично устроены продуктивные научные, художественные и производственные коллективы. Те же должности взваливают на себя члены семьи. Такая уравновешенная компания способна горы своротить и прожить долго и с удовольствием.

У малышей все эти качества в зачаточном состоянии, хотя и трехлетний подчас проявляет вполне выраженные нордические задатки. Но, взрослея, каждый обязан вырастить в себе все четыре качества – полный кельтский крест – и для общества (универсал везде пригодится), и для себя (так он будет чувствовать себя в этом мире гораздо более устойчивым).

Все это я услышала на занятиях театра-студии. Свежесобранный из восьмиклассников коллектив проходил обязательный для нового класса психологический тренинг. В три тяжелых и безумно интересных дня стало ясно «Кто есть whо?», какие проблемы стоят перед каждым ребенком, где педагогический просчет, где более загадочный изгиб личности. Я, как мамка, могла видеть и слышать все происходящее, но не имела права вмешиваться, подавать голос и привлекать к себе внимание.
Задание «кельтский крест» на словах выглядело просто: есть четыре направления (четыре бумажки развешены по комнате), каждый должен сам определить, какое направление в нем преобладает, пойти в уголок, где висит соответствующая бумажка, объединиться с собравшимися там и сообща составить список преимуществ своего направления.
Со стороны все происходящее потом выглядело фантастикой. Все участники, пока еще не знакомые друг с другом, задумались на мгновение.
На «Север» сразу, не сговариваясь, пошли двое: мальчик и девочка – высокие, тонкие, прямые, с ясными четкими лицами, оба светловолосые, голубоглазые, оба в красных спортивных штанах и белых футболках. Такие фигуры образцовых студентов (гипсовые, конечно) украшают университет на Воробьевых горах.
На «Восток» тоже пошли двое, мальчики с очень непростыми лицами.
На «Запад» пошел один – рыжий преподаватель ботаники. И сразу попросил карандаш и бумажку (об этой отличительной черте западников психологи сказали потом).
На «Юг» ушли все остальные, вместе с классным руководителем. Они сели в тесный круг. Как будто там был лес и костер. Так и прожили они, кстати, всю школьную жизнь тесным теплым коллективом с постоянными костровыми посиделками.
Мой сын послонялся немного и пошел третьим на «Север». Я даже вскрикнула: «Куда ты?!», поскольку совсем этого не ожидала. Он не был нордической внешности, на нем не было красных штанов. Он даже не оглянулся. А мне психологи убедительно показали кулак. (Нордическая внешность и красные штаны проявились после, а тогда и там мне сказали, что он прав, а я не знаю собственного сына.)
И только один невысокий симпатичный мальчик с подвижным детским лицом задумчиво остался посреди комнаты. Он пошел было на «Восток», но вернулся. Он посидел в кругу «Юга» и ушел. Он постоял рядом с «Севером», но не встал к ним. Вся его поза выражала растерянность и мучительное сомнение. Он кусал губы и грыз ногти. Эту картину надо было писать маслом: «Кто я?» Когда все стали смотреть на него одного, то он стушевался окончательно и быстро сел в круг.

Тяжела работа самоопределения. В будничной жизни как-то не до этих изысков, все в суете крутимся. А если остановиться и посмотреть на все внимательнее?
Проанализируйте собственного ребенка, определите черты его личности, поймите, чего ему недостает, в чем ему надо помочь. Да и себя проверить не мешает – что-то станет яснее и понятнее. Психология уже немало дала человечеству – можно же и себе взять из ее богатств кое-что на заметку, не все впотьмах спотыкаться.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru