Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Правовой фундамент свободной педагогики

Можно ли создать идеальный свод законов, регламентирующих все тонкости образовательного процесса и в то же время защищающих участников: учителей, детей,  их родителей? Наверное, если бы такие законы существовали, множество проблем образования разрешилось бы само собой. К сожалению, до сих пор панацеи в законодательстве не нашли. Тем интереснее познакомиться с устройством аналогичной системы в других странах.

Независимость дорого стоит

По закону, принятому более ста пятидесяти лет назад, в Дании существует два типа школ. Одни полностью финансируются государством (точнее, муниципалитетами), и процессом образования в них руководят специалисты из министерства образования: определяют количество часов по различным предметам, общий объем изучаемого материала. Учителя в этих школах вправе сами выбрать учебные программы и методики обучения, но их контролирует министерство.
Другие школы называются независимыми – они финансируются правительством лишь на 70–75%, а открываются родителями учеников. Для того чтобы они могли это сделать, им помогают консультанты – люди, которые, как правило, долго работали в образовании и хорошо знакомы не только с различными способами обучения и организации школ, но и с законодательной базой.

Родительский заказ

Для того чтобы родители смогли открыть школу, они должны определить ее цели, описать условия и способы обучения в ней – хотя бы на бытовом уровне: «Мы хотим, чтобы нашим детям давали полную свободу выбора изучаемого материала, чтобы они сами научились отвечать за свои поступки, чтобы их не контролировали». Или наоборот: «Для нас важно, чтобы наши дети научились читать в 6 лет, прошли весь учебный материал в 15 и получили хорошие баллы в аттестаты». Запросы родителей могут быть любые. Они заказчики и основатели школы – им и ставить условия. Но с этого момента до открытия школы проходит не меньше года, и все это время инициативной группе помогает консультант.
Во-первых, он объясняет: для того чтобы открыть школу, нужно не только желание нескольких взрослых, необходимо, чтобы:
– было выкуплено или взято в аренду организаторами здание, подходящее для этой цели;
– в первый год в школе учились не менее девяти детей, во второй – не меньше восемнадцати, а потом было больше 27 учеников;
– в процесс образования были включены обязательные учебные предметы (математика, датский и английский языки) на уровне, не меньшем, чем в муниципальных школах.

Если эти условия не соблюдаются, школу все равно можно открыть, но она не будет получать от государства никакой финансовой помощи. Все это объясняет консультант, помогает наиболее четко сформулировать устав школы, найти и нанять директора, который сможет построить образовательный процесс в соответствии с заказом родителей. В течение года они работают единой командой, и если все условия выполнены, новая независимая школа открывается.
Родители школы образуют попечительский совет, в задачи которого входят не только финансовая помощь и контроль за расходами, но и анализ учебного процесса. Вся эта работа организуется и проводится советами вместе с консультантами, защищающими права потребителей – родителей учеников.

А если все не так?

Казалось бы, чего проще: раз школа открыта родителями, они должны иметь право и закрыть ее в любой момент. Но дело гораздо сложнее. Во-первых, учителя, работающие в школах, не должны находиться в зависимости от сиюминутного желания (эмоций?) нескольких людей. Поэтому по закону при увольнении даже одного преподавателя присутствуют специалисты-законники, представляющие обе заинтересованные стороны (совет и педагога), а решение о способе увольнения должно удовлетворять всех.
В закрытии школы родители, как правило, не заинтересованы: для них выгоднее изменить общую идеологию школы (чтобы процесс обручения соответствовал их запросам). Поэтому проблемы, которые возникают по инициативе попечительского совета, обычно связаны с увольнением существующего директора школы и изменением ее устава.
Напрямую закрыть школу не могут ни местные власти, ни государственные структуры – никто! Однако государство вправе прекратить финансовую поддержку школы, что чаще всего приводит к прекращению ее работы. Расскажу об этой процедуре на конкретном примере.
Одна из христианских школ Дании существует уже не одно десятилетие. В последнее время там стали уделять слишком много внимания не религиозному образованию, но обучению «биополям», «энергетикам» и так далее. В результате часть родителей разочарованы: они считают, что их дети не получают в должной мере информации по общеобразовательным учебным предметам. Недовольные направили письмо в государственные структуры, и в школу приехал инспектор-эксперт, назначенный министерством образования. Параллельно с экспертом школа вызвала и своего консультанта: должны быть представлены аналитические доклады от двух заинтересованных сторон.
Если внешняя экспертиза придет к выводу, что не выполняются требования в обучении обязательным предметам, а следовательно, возможно прекращение финансирования школы в следующем учебном году, совет будет вынужден принять одно из двух решений:
либо изменить образовательную программу школы (для этого вызывается консультант, обсуждается возможность такого изменения, нанимается новый директор школы…);
либо стать полностью независимой от государства школой, живущей только за счет средств родителей учеников.

Таким образом, получается, что и закрыть школу могут только родители, просто забрав оттуда своих детей.

Консультант

Родители независимых школ действительно сами принимают решения об образовании своих детей. Для того чтобы консультант не навязывал своих правил, взглядов, в Дании существует закон: консультант не имеет права вмешиваться в происходящее в школе до тех пор, пока к нему не обратятся за помощью из совета школы. Иногда этот закон приводит к тому, что попечительский совет обращается к консультанту за помощью уже после того, как начал развивать деятельность по увольнению директора и зашел в тупик: нарушил некоторые правила, поступил юридически безграмотно, а в результате не может осуществить увольнение (например, директор был болен, а ему вменяли прогулы…).
Для консультантов такие ситуации чрезвычайно сложны: куда легче искать адекватное решение с самого начала конфликта, чем исправлять уже совершенные ошибки. Но и школы можно понять! Ведь обращаться за помощью в то время, когда кажется, что решение так близко, непросто.
Для того чтобы люди могли легко консультироваться, спрашивать совета по различным правовым проблемам, консультанты проводят специальную работу. Это можно сравнить с рекламной кампанией.
Они организуют большое количество семинаров для попечительских советов, где все знакомятся, обсуждают насущные проблемы, помогают друг другу. Каждого нового члена совета поздравляют и приглашают на специальный семинар для новичков. Такая работа позволяет снять психологический барьер: проще позвонить знакомому человеку и посоветоваться, как быть в той или иной ситуации, чем писать официальное письмо неизвестной личности. И начинается совместная работа: тех, кто волнуется за своих детей, и тех, кто, зная законы, готов помочь им, реальным заказчикам образования.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru