Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

АРТ-КЛАСС 
 

В нашем “Арт-классе” смогут встретиться те, кто занимается театром в условиях обычной школы. Собрать и проанализировать имеющийся опыт, обсудить влияние театра на успехи детей в обучении и развитии. Мы надеемся услышать мнение специалистов – режиссеров, педагогов, психологов. Сегодня просто необходимо начать разговор о месте в школьной структуре людей, создающих игровое пространство, привлечь внимание к этой проблеме. Мы ждем вашей поддержки, откликов. Пишите, высказывайтесь, делитесь.

Вадим ЗЛОТНИКОВ,
Михаил БЫКОВ

По законам игры

Школа на перекрестке театрального искусства и педагогики

Чем более механистичной становится наша жизнь, чем острее большинство из нас в «нормальной» взрослой жизни ощущают невозможность быть самим собой, чем больше мы превращаемся в функции, тем сильнее становится страсть к игре. Причем к игре в любых ее формах и проявлениях, будь то циничная рулетка или свято-наивная вера в то, что с понедельника по пятницу я – учитель, по воскресеньям – семьянин, а каждую третью субботу месяца – хоббит, спасающий Землю от мирового зла. И это взрослые!
Что же говорить о ребенке, для которого игра – естественная среда обитания, она же – способ познания мира, она же – путь развития личности.
И что же с ребенком происходит в школе? Целый день он сидит за партой и усваивает, усваивает, усваивает знания.
Процесс такого обучения от ребенка требует активизации только одной функции – запоминания. Вот и получается, что душа его во время урока грезит «о подвигах и славе», а ноги под партой на уровне мышечной памяти воспроизводят те финты и подачи, что он продемонстрирует товарищам сегодня на футболе.
Привычная схема копирования, или по-научному «репродуктивного обучения», дает устойчивые сбои. А уж если мы ставим перед собой цель развивать личность, способную творчески решать поставленные жизнью задачи и вообще творчески преобразовывать окружающую среду, то ответ на вопрос «как это сделать?» становится все более очевидным. Игра!
Попадая в игровое поле, ребенок перестает быть скучающим наблюдателем или разрушителем сизифова труда учителя, запихивающего непомерный багаж знаний в голову ученика. Учитель и ученик выходят из ролей надзирателя и узника исправительного учреждения. Они вместе начинают действовать в свободном пространстве, включаясь в процесс совместного познания.
Кроме того, протекая по законам игры, обучение становится личностно переживаемым, а следовательно, и личностно значимым.
Игра меняет болезненное отношение детей и учителей к оценкам. Система традиционных двоек – пятерок подавляет личность, которая в эти оценки никак не укладывается. А игра вносит дух состязательности, стремление найти в себе что-то новое, то, что можно с радостной гордостью предъявить другим. То есть она помогает найти ту самую бесценную и безусловную индивидуальность. Оказывается, что учиться – это интересно.
Ребенок открывает самого себя и сам, добровольно, подчиняясь лишь правилам игры, вплетает свое «я» в узор общекультурного пространства.
Но как это устроить? Как сформировать игровое поле? Ведь это безумно сложно, бесконечно индивидуально и требует постоянной включенности в процесс не только ученика, но и учителя. А нас самих учили совсем по-другому и спросят все равно по-старому: «Сколько, собственно, контрольных написано на “5”?» Да и вообще как добиться какого-то стабильного результата, если во главу угла ставится процесс? Как ни парадоксально, наш самый главный, самый желанный результат – это живой процесс выращивания творческой личности, то есть та зона, где стабильности не существует. Ведь игра всегда неповторима.
Чем больше думаешь, тем неумолимее лавина вопросов, сомнений и страхов, грозящая сорваться и захлестнуть. Так что выход один – пробовать. Ведь игра – это еще и риск, особенно для педагога.
Театр, если провести исторический экскурс, – это первая устойчивая и социально принятая форма игры. Станиславский понимал театр как живую, развивающуюся систему. Поэтому именно театр в таком широком смысле способен прийти на помощь Педагогу Играющему.
Театральные формы обучения, не спрашивая разрешения и методических рецензий, уже проникли на уроки. Причем не только на литературу и историю, но и на такие, казалось бы, строгие дисциплины, как математика, физика или химия. Конечно, только театрализацией не исчерпывается все многообразие форм игры, она не является палочкой-выручалочкой на все случаи жизни.
И все же именно театр – не как конкретная форма искусства, а как широкое и в то же время связанное с истоками культуры понятие, как принцип «я действую, следовательно, живу», как универсальный язык общения – способен сегодня создать школьное театральное пространство, стать вехой на пути формирования собственно игрового пространства.
Из чего состоит это пространство? Да из тех постановок сумасшедшего школьного театра, где дети по одну сторону рампы учатся любить и ненавидеть, не умозрительно, а личностно решать проблемы выбора между добром и злом, а по другую сторону – учатся сопереживать, откликаться на живое движение души, и все вместе они учатся быть людьми. Оно состоит из театральных форм общеобразовательных уроков, где история постигается не только головой, но и ногами, а физика – душой. Да мало ли что сможет родить богатая фантазия Педагога Играющего? Ведь театр – это искусство, а в искусстве дважды два всегда 37,5. И наверняка пройдет время, и этот стык театрального искусства и педагогики войдет в программу подготовки «Magister Ludens» по формированию школьного игрового пространства.
А пока... пока остается только пробовать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru