Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

 

“...Большинство людей убеждены: в «школьной» игре проигравший получает то, что заслужил. Вера в способность школы «маркировать» людей правильно, по заслугам так сильна, что люди принимают свою профессиональную и личную судьбу с покорностью игроков.
Главная задача – преодолеть эту иллюзию и определить программу действий для радикального «расшколивания» общества.
Но главная иллюзия состоит в том, что образование – результат преподавания. Однако множество людей приобретают большую часть своей проницательности, знаний и навыков вне школы. А если в школе, то лишь потому, что она становится местом «заточения» на много лет.
Идет борьба за освобождение человеческих умов от ошибочной идеологии «обучения только в школе». Конечная и положительная стадия борьбы – право образовательной свободы”.
Иван ИЛЛИЧ

Когда в начале 70-х годов известный социолог, философ и писатель Иван Иллич говорил о “расшколивании” образования, в мире существовало всего несколько школ, где взрослые и дети сотрудничали, не подавляя друг друга. Тогда казалось, это лишь исключения, подтверждающие необходимость классно-урочной системы и стандартной школы для всех. Но немногие энтузиасты и революционеры, еще вчера считавшиеся неисправимыми чудаками, сегодня воспринимаются как часть иной системы – альтернативной, инновационной, но уже системы.

Сколько школ альтернативного образования существует сегодня в мире?

По данным Ассоциации альтернативного образования, в мире насчитывается около 12 тысяч подобных школ и центров. Не считая вальдорфских, Монтессори и Френе-школ.
Более двух миллионов детей посещают нестандартные школы.
Примерно треть из них создана по инициативе родителей.
Отношения с государством альтернативные школы регулируют по-разному. Есть частные учебные заведения. Есть школы, работающие по своеобразному контракту, предоставляющему свободу действий педагогам на протяжении всего учебного процесса, но обязывающему в конце концов привести выпускника к определенным нормативным знаниям. Есть и государственные школы, они выживают за счет поддержки муниципалитета.
Тенденция к росту свободных учебных заведений особенно заметна в последнее десятилетие. Поэтому большинство подобных школ молоды. Они работают менее 20 лет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru