Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Проект реструктуризации городских школ в отличие от реструктуризации сельских не записан отдельной строкой в Концепции модернизации образования. Он возник в ответ на стихийные процессы, которые начали происходить на отдельных территориях. Например, директор школы вдруг решает разместить учеников 1–3 классов в одном учебном здании, а подростков – непременно в другом. Или открывается учебное заведение с загадочным названием “реальное училище”. Такого ни в одной типологии не сыщешь. Правда, эти “эксперименты” не всегда выживают – не та законодательная база, не того от школы ждут чиновники. Но если уже сейчас не начать исследовать подобные случаи, успешные и не очень, то кого потом винить в том, что управленцы от образования будут наступать на одни и те же грабли, пытаясь решить проблему эффективного финансирования и работы городских общеобразовательных школ? Примерно такие рассуждения привели специалистов Национального фонда подготовки кадров к идее организовать исследование по вопросам реструктуризации городских систем образования. В эту работу включились пилотные регионы проекта “Поддержка модернизации образования”, который финансируется Всемирным банком. Их цель состоит в разработке и апробации некоторых моделей реструктуризации с учетом местной специфики.

У каждого региона свои варианты

Какими путями пойдет реструктуризация городских образовательных систем? С этим вопросом мы обратились к участникам проекта

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Михаил Вадимович ГРУЗДЕВ, заместитель директора департамента образования администрации области:
– Вопрос реструктуризации городских образовательных систем назрел не менее явно, чем вопрос о реструктуризации на селе. Прежде всего это связано с изменением демографической ситуации. Появляются полупустые школы, где бюджетные затраты на обучение одного ребенка кратно превышают аналогичные показатели в других учебных заведениях.
Поэтому ключевая идея нашего подхода – рассматривать реструктуризацию городских систем образования в связке с внедрением системы нормативного финансирования обучения школьников и, главное, с повышением качества общего образования.
Нормативное финансирование предполагает, что деньги из бюджета перечисляются в школу, где учится конкретный ребенок. Если ученик уходит в другую школу, то деньги “уходят” вместе с ним. Мы хотим юридически закрепить то, что происходит де-факто: ученики и их родители голосуют за качество обучения ногами.
Образовательные учреждения смогут конкурировать между собой, во-первых, предъявляя результаты Единого государственного экзамена, во-вторых, предлагая образовательные услуги в соответствии с запросами малого сообщества, окружающего школу.
Рассмотрим конкретный пример. Вот школа, которая сумела открыть в новом учебном году целых пять первых классов и по количеству заявлений могла бы иметь еще три. В двухстах метрах от нее – другая школа, в которой не только не открылся первый класс, но нет ни вторых, ни третьих. Почему так происходит, чем именно отличается качество образования в этих школах, мы можем не знать. Но очевидно: потребители образовательных услуг отказали школе в доверии. Дальше ситуация может развиваться по нескольким сценариям. В нашем случае директор более успешной школы ставит вопрос о передаче второго заведения под его управление в качестве филиала.
Другой пример – формирование сети школ, каждая из которых будет сильна в чем-то своем. Образуются такие ресурсные центры: в этой школе медиатека и компьютерный класс, в другой – спортивные снаряды. Не получится оборудовать все школы по максимуму, но внутри сети проблемы будут решены. Юридическим основанием деятельности сети может стать заключение договоров между школами, создание ассоциации школ или все то же открытие филиалов.

РЕСПУБЛИКА ЧУВАШИЯ

Светлана Владимировна ПЕТРОВА, заместитель министра образования:
– В нашей республике разработка вариантов реструктуризации сетей городских школ стала делом инициативных групп из Чебоксар, Новочебоксарска и Шумерли.
В Чебоксарах в группу вошли три человека: директор школы (одновременно депутат городской Думы), ученый и работник городских органов управления образованием. Они предложили варианты реструктуризации, в центре которых стоит идея активного сетевого взаимодействия образовательных учреждений:
– в микрорайоне работают несколько школ начальной и средней ступени и одновременно одна большая старшая школа. В ней могут быть открыты сразу несколько классов по каждому профилю, что создаст условия для здоровой конкуренции между классами, учителями. Учреждения дополнительного образования тесно сотрудничают со школами;
– начальные школы интегрируются с детскими садами, что создает условия для сохранения здоровья детей.
В Новочебоксарске разработка проекта реструктуризации сделана руководителем общеобразовательной школы. Поскольку Новочебоксарск – город типовой застройки, в нем можно проводить реструктуризацию по микрорайонам: учесть все образовательные учреждения на территории, включая учреждения профессионального и дополнительного образования, и простроить связи между ними.
Шумерля – маленький город, поэтому здесь нужно вести речь не о разделении образовательного пространства, а о его общей структуре, включающей одновременно школы и учреждения начального и среднего профессионального образования.
Все эти проекты будут представлены на рассмотрение и доработку главам администраций городов, а также депутатам, родительской и педагогической общественности. Апробацию планируется начать в 2003/04 учебном году.

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Сергей Владимирович ЕРЕМИН, главный специалист отдела общего образования областного департамента образования и науки:
– Основной целью реструктуризации системы общего образования в Самарской области является создание оптимальных условий для получения качественного образования учащимися.
Логичным приемом реструктурирования системы общего образования в городах Самарской области является создание отдельно функционирующих общеобразовательных учреждений различных ступеней – создаются начальные школы (1–4 классы), школы средней ступени (5–9 классы) и школы старшей ступени (10–11 классы), осуществляющие профильное обучение, что не исключает расширения сети и качественного обновления деятельности образовательных учреждений различных типов и видов. Подобные структуры мы планируем создать до 2005 года.
Принципиально важным сегодня является создание условий для осознанного выбора как учащимися, так и их родителями не только образовательного учреждения в целом, но и программы каждой ступени образования. Это позволит уже в школе формировать подходы к образованию через всю жизнь, мобильность, активность, навыки самоопределения. Появляется реальная возможность создания многоуровневого вариативного образования на старшей ступени.
Такая реорганизация позволит:
– оптимизировать кадровые, материально-технические, организационно-методические системы образовательных учреждений, повысить эффективность вложенных ресурсов;
– завершить переход на четырехлетнее начальное общее образование;
– создать образовательные учреждения, ориентированные на определенные возрастные и образовательные этапы, мобильные в организации образовательного процесса, специализировать педагогов на эти особенности;
– использовать вариативные образовательные программы, обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию образования, охрану здоровья и жизни детей; совершенствовать систему работы как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими проблемы;
– отработать структуру старшей ступени школы с возможностью профильного обучения для более эффективной подготовки ее выпускников к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности;
– повысить эффективность профильного обучения за счет интеграции образовательных ресурсов старшей ступени различных общеобразовательных школ и организации их взаимодействия с учреждениями начального и среднего профессионального образования;
– ликвидировать разрыв между старшей ступенью школы и вузами;
– получить учащемуся реальную возможность выбора образовательного пути на каждой ступени образования;
– расширить информатизацию школы и ввести на этой основе различные формы дистанционного обучения;
– индивидуализировать систему содержания детей, в том числе питание.
Таким образом, высвобождаются внутренние ресурсы качества образования – преподавательские, материально-технические и финансовые ресурсы концентрируются в тех направлениях, где это необходимо.
Предполагается, что проект должен охватить максимально возможное количество школ, за исключением тех случаев, когда в микрорайоне невозможно будет открыть достаточное количество учебных заведений, чтобы детям не пришлось слишком долго добираться до места учебы.
На сегодняшний день, к сожалению, не совсем ясна ситуация с гимназиями, лицеями, поскольку в Концепции профильного обучения Министерства образования РФ об учреждениях данного типа не говорится, но надеюсь, что ситуация в данном направлении скоро разъяснится.
Если продолжать цепляться за большое количество маленьких школ, осуществляющих обучение с 1-го по 11 класс, это приведет к распылению ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических), и качество образования от этого не выиграет.

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

Александр Васильевич МИХАЙЛОВ, советник министра по вопросам образования:
– Мы очень внимательно отнеслись к рекомендациям Правительства РФ повысить эффективность финансирования школ. И городские, и сельские школы нуждаются в изменении образовательных программ и управления.
В городе Олонец (всего около 2000 школьников) разрабатывается модель единого образовательного пространства. Начальная школа (1–6 классы) будет отделена от средней и старшей. Образовательные учреждения для 7–9 классов будут давать возможность предпрофильной подготовки. Старшая школа – это либо начальное профессиональное образование, либо лицей, который может быть даже заочным.
В настоящее время ведется подготовка проекта к реализации: согласовывается штатное расписание, проходят переподготовку учителя.
В Петрозаводске мы говорим не о проекте, а о двухлетнем опыте работы комплекса “Сотрудничество”, куда вошли лицей и семь школ, одна из которых сельская. Лицей предлагает повышение квалификации учителям и “сетевой лицей” – старшеклассникам. Ученики “сетевого лицея” два дня в неделю приезжают учиться в лицей из своих школ.
В рамках этой структуры все школы стали лидерами, заявив собственное ключевое направление: спорт, хореография, экология и туризм, сельское хозяйство.
Своей задачей мы видим постепенное развитие нормативной базы для управления реструктуризацией городских школ. В настоящее время с этой целью планируется принятие республиканского закона о развитии образования. Мы хотели бы расширить типологию образовательных учреждений, предусмотреть случаи надтарифных доплат для учителей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru