Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Проект реструктуризации городских школ в отличие от реструктуризации сельских не записан отдельной строкой в Концепции модернизации образования. Он возник в ответ на стихийные процессы, которые начали происходить на отдельных территориях. Например, директор школы вдруг решает разместить учеников 1–3 классов в одном учебном здании, а подростков – непременно в другом. Или открывается учебное заведение с загадочным названием “реальное училище”. Такого ни в одной типологии не сыщешь. Правда, эти “эксперименты” не всегда выживают – не та законодательная база, не того от школы ждут чиновники. Но если уже сейчас не начать исследовать подобные случаи, успешные и не очень, то кого потом винить в том, что управленцы от образования будут наступать на одни и те же грабли, пытаясь решить проблему эффективного финансирования и работы городских общеобразовательных школ? Примерно такие рассуждения привели специалистов Национального фонда подготовки кадров к идее организовать исследование по вопросам реструктуризации городских систем образования. В эту работу включились пилотные регионы проекта “Поддержка модернизации образования”, который финансируется Всемирным банком. Их цель состоит в разработке и апробации некоторых моделей реструктуризации с учетом местной специфики.

«Реструктуризация городских школ»

Так называется новый проект Национального фонда подготовки кадров

О целях и задачах этого проекта рассказывает координатор образовательных проектов Московского представительства Всемирного банка Исак ФРУМИН.

Одна из сравнительно новых черт отечественной школы – неравенство разных групп населения в доступе к образовательным услугам и их материально-техническому обеспечению. Причем зачастую это неравенство усугубляется самим устройством системы образования. Самый яркий пример для городов – почти повсеместное размещение лицеев и гимназий в тех микрорайонах, где проживают наиболее состоятельные люди. Возникает парадоксальная ситуация: чем больше денег в семье, тем больший бюджетный ресурс она получает на обучение своих детей, вместо того чтобы, напротив, стать донором системы образования. Экономические просчеты очевидны и на другом примере. Падение рождаемости и вследствие этого уменьшение числа учеников привело к нерентабельности некоторых школ, а вот на содержание пустующих площадей по-прежнему идут бюджетные деньги.
В целом сложившаяся нормативно-правовая база и традиции школьного управления препятствуют целостному, хозяйственному взгляду на образовательную систему города, микрорайона. Эта система, как представляется сейчас, должна стать сетью учреждений, которые прочно взаимосвязаны через профессиональное сотрудничество и коммуникацию, а также на правовом уровне.
И в государственной, и в негосударственной сфере образования все чаще раздаются голоса в поддержку такого рода сетей.
Школы-комплексы, становящиеся центром культурной жизни территории, группы школ, пользующиеся общими материальными и кадровыми ресурсами, школьные городки, включающие отдельные здания для младшей, средней и старшей школы, – все они порождены одним и тем же процессом. А именно попыткой изменения, реструктуризации привычных систем городского образования, отходом от жестких командно-административных методов управления в сторону более гибких, рыночных, демократических.
Сегодня необходимо изучать и расширять опыт отдельных регионов по этому направлению, стимулировать размышления и дискуссии, нарабатывать разные варианты моделей реструктуризации. На это и направлен проект, предложенный экспертно-аналитическим центром Национального фонда подготовки кадров и поддержанный Министерством образования Российской Федерации.
Мы считаем, сегодня нет необходимости в немедленном управленческом действии вроде создания единой федеральной программы реструктуризации городских школ. Однако, чтобы муниципалитеты действительно смогли управлять кадровыми, материальными, информационными ресурсами «своих» образовательных систем, рано или поздно придется поставить вопрос о подготовке соответствующих нормативно-правовых документов. При этом не надо повторять ошибок вроде той, когда был принят жесткий перечень типов образовательных учреждений. Надо понять, что в условиях такой обширной и многообразной страны, как Россия, да и вообще в условиях, когда от любой организации требуется гибкость для соответствия быстро изменяющимся условиям, создание любой «правильной» номенклатуры не нужно, вредно. Необходимо разрабатывать так называемые рамочные документы, оставляющие известную свободу в действиях тех, кто им подчиняется. Например, требуется положение о типах образовательных учреждений, которое не будет мешать созданию самых неожиданных образовательных учреждений и структур.

Решение задачи по выживанию, более того, процветанию муниципальных школ связано с понятиями образовательной потребности и образовательной услуги. Объектом управления и управленческой заботы должно быть не учреждение само по себе, а система образовательных услуг, предоставляемых на той или иной территории. Сборка образовательных услуг в раз и навсегда установленные комплексы-«пакеты», как это было в советской школе, уже неэффективна. Сегодняшние потребители в сфере образования нуждаются в возможности по собственному выбору наполнять свой «пакет».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru