ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
Демутов трактир
Два столетия назад самая знаменитая
гостиница Санкт-Петербурга находилась именно на
Мойке (современный адрес – набережная реки
Мойки, 40). В наши дни она нисколько не похожа на
гостиницу – во-первых, потому, что здание
впоследствии надстроили, а во-вторых, гостиницы в
то время выглядели несколько иначе. Самый
обыкновенный дом без огромного, полностью
застекленного холла, без броских светящихся
вывесок и без подземной парковки для тарантасов,
саней и карет.
Гостиницу звали “трактиром
Демута”. Трактиром – потому что поначалу здесь
был именно трактир (комнат для постояльцев было
только шесть), а Демут была фамилия его владельца,
купца из Страсбурга Филиппа Якоба Демута. Он
открыл тут свое заведение еще в 1760-е годы.
В славу же свою трактир вошел в начале
девятнадцатого века (число номеров к тому
моменту удесятерилось). Один из современников, Ф.Вигель,
восхищался: “Демутов трактир принадлежит к
многочисленным древностям столетнего
Петербурга… Не тронут с места и не перестроен”.
А поэт Владимир Филимонов ставил эту гостиницу в
один ряд со знаменитейшими городами государства:
Торжок, уланы, мушка, вист,
Валдай, Новгород…мчится тройка…
Заставы, мост, Сенная, Мойка…
Знакомый Демут!
Демутов трактир – единственное здание
Санкт-Петербурга, упомянутое в том стихотворении.
Самым знаменитым постояльцем той гостиницы был
Александр Сергеевич Пушкин. В первый раз он здесь
остановился еще в детстве, перед поступлением в
Лицей. Юрий Тынянов об этом писал: “Друзья наняли
для Василия Львовича (пушкинского дядюшки,
сопровождавшего его в этой поездке. – А.М.) три
комнатки, довольно мрачные, в Демутовой
гостинице, на Мойке. В комнате побольше спал
теперь дядя, рядом была комната Александра, а
сзади темная клетушка с перегородкою, там
помещалась Аннушка, за перегородкою же повар
Блэз с камердинером. Кровати были тяжелые,
оконные завеси плотные”.
Похоже, что Василий Львович пусть и выбрал самую
по тем временам модную гостиницу, но все же
постарался сэкономить на жилье. Странно, но в
последние свои приезды в Петербург поэт не
только выбирал тот же “трактир”, но и
останавливался в номерочке, оставлявшем желать
лучшего (по возможности в десятом, чем-то
приглянувшемся ему). “Жил он в гостинице Демута,
где занимал бедный нумер, состоявший из двух
комнат, и вел жизнь странную”, – вспоминал
Ксенофонт Полевой.
Он же описывал и “странность” пушкинского
пребывания в гостинице: “Оставаясь дома все утро,
начинавшееся у него поздно, он, когда был один,
читал, лежа в постели, а когда к нему приходил
гость, он вставал в своей постели, усаживался за
столик с туалетными принадлежностями и,
разговаривая, обыкновенно чистил, обтачивал и
приглаживал свои ногти, такие длинные, что их
можно назвать когтями. Иногда заставал я его за
другим столиком – карточным, обыкновенно с каким-нибудь
неведомым мне господином, и тогда разговаривать
было нельзя; после нескольких слов я уходил,
оставляя его продолжать игру. Известно, что он
вел довольно сильную игру, и чаще всего
продувался в пух!”
Карточные досуги стихотворца составляли одну из
излюбленнейших тем светского Петербурга и
шокировали многочисленных поклонников. Известна,
к примеру, такая история. Однажды начинающий
писатель Гоголь после долгих колебаний и борений
поборол свое смущение и страх и направился к
Демуту – знакомиться со своим кумиром Пушкиным.
Лакей ответил, что поэт вообще-то дома, но пока
что не проснулся.
Гоголь благоговейно произнес:
– Наверное, всю ночь работал?
– Да-да, работал, – отвечал лакей, – всю ночь в
картишки играл!
Тем не менее именно здесь, в Демутовом трактире,
Пушкин написал свою “Полтаву”. Один из
современников об этом вспоминал: “Погода стояла
отвратительная. Он уселся дома, писал целый день.
Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью
вскакивал с постели и записывал их впотьмах.
Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший
трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на
скорую руку, что попало, и убегал домой, чтоб
записать то, что набралось у него на бегу и за
обедом. Таким образом слагались у него сотни
рассказов в сутки… Он кончил “Полтаву”,
помнится, в три недели”.
Видимо, к 1828 году, когда Александр Сергеевич
работал над поэмой, от интересующего нас
“трактира” сохранилось только лишь название, и
Пушкин вынужден был искать действующий трактир
на стороне.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|