Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Демутов трактир

Два столетия назад самая знаменитая гостиница Санкт-Петербурга находилась именно на Мойке (современный адрес – набережная реки Мойки, 40). В наши дни она нисколько не похожа на гостиницу – во-первых, потому, что здание впоследствии надстроили, а во-вторых, гостиницы в то время выглядели несколько иначе. Самый обыкновенный дом без огромного, полностью застекленного холла, без броских светящихся вывесок и без подземной парковки для тарантасов, саней и карет.

Гостиницу звали “трактиром Демута”. Трактиром – потому что поначалу здесь был именно трактир (комнат для постояльцев было только шесть), а Демут была фамилия его владельца, купца из Страсбурга Филиппа Якоба Демута. Он открыл тут свое заведение еще в 1760-е годы.
В славу же свою трактир вошел в начале девятнадцатого века (число номеров к тому моменту удесятерилось). Один из современников, Ф.Вигель, восхищался: “Демутов трактир принадлежит к многочисленным древностям столетнего Петербурга… Не тронут с места и не перестроен”. А поэт Владимир Филимонов ставил эту гостиницу в один ряд со знаменитейшими городами государства:

Торжок, уланы, мушка, вист,
Валдай, Новгород…мчится тройка…
Заставы, мост, Сенная, Мойка…
Знакомый Демут!

Демутов трактир – единственное здание Санкт-Петербурга, упомянутое в том стихотворении.
Самым знаменитым постояльцем той гостиницы был Александр Сергеевич Пушкин. В первый раз он здесь остановился еще в детстве, перед поступлением в Лицей. Юрий Тынянов об этом писал: “Друзья наняли для Василия Львовича (пушкинского дядюшки, сопровождавшего его в этой поездке. – А.М.) три комнатки, довольно мрачные, в Демутовой гостинице, на Мойке. В комнате побольше спал теперь дядя, рядом была комната Александра, а сзади темная клетушка с перегородкою, там помещалась Аннушка, за перегородкою же повар Блэз с камердинером. Кровати были тяжелые, оконные завеси плотные”.
Похоже, что Василий Львович пусть и выбрал самую по тем временам модную гостиницу, но все же постарался сэкономить на жилье. Странно, но в последние свои приезды в Петербург поэт не только выбирал тот же “трактир”, но и останавливался в номерочке, оставлявшем желать лучшего (по возможности в десятом, чем-то приглянувшемся ему). “Жил он в гостинице Демута, где занимал бедный нумер, состоявший из двух комнат, и вел жизнь странную”, – вспоминал Ксенофонт Полевой.
Он же описывал и “странность” пушкинского пребывания в гостинице: “Оставаясь дома все утро, начинавшееся у него поздно, он, когда был один, читал, лежа в постели, а когда к нему приходил гость, он вставал в своей постели, усаживался за столик с туалетными принадлежностями и, разговаривая, обыкновенно чистил, обтачивал и приглаживал свои ногти, такие длинные, что их можно назвать когтями. Иногда заставал я его за другим столиком – карточным, обыкновенно с каким-нибудь неведомым мне господином, и тогда разговаривать было нельзя; после нескольких слов я уходил, оставляя его продолжать игру. Известно, что он вел довольно сильную игру, и чаще всего продувался в пух!”
Карточные досуги стихотворца составляли одну из излюбленнейших тем светского Петербурга и шокировали многочисленных поклонников. Известна, к примеру, такая история. Однажды начинающий писатель Гоголь после долгих колебаний и борений поборол свое смущение и страх и направился к Демуту – знакомиться со своим кумиром Пушкиным. Лакей ответил, что поэт вообще-то дома, но пока что не проснулся.
Гоголь благоговейно произнес:
– Наверное, всю ночь работал?
– Да-да, работал, – отвечал лакей, – всю ночь в картишки играл!
Тем не менее именно здесь, в Демутовом трактире, Пушкин написал свою “Полтаву”. Один из современников об этом вспоминал: “Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку, что попало, и убегал домой, чтоб записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни рассказов в сутки… Он кончил “Полтаву”, помнится, в три недели”.
Видимо, к 1828 году, когда Александр Сергеевич работал над поэмой, от интересующего нас “трактира” сохранилось только лишь название, и Пушкин вынужден был искать действующий трактир на стороне.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru