Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОРИЕНТИРЫ

Александр АДАМСКИЙ

Хотите создать современную школу?

Она начинается с сообщества взрослых и детей, определяющих свою жизнь как жизнь свободных людей, ответственных друг перед другом

Легко быть свободным, если ни за кого не отвечаешь и за твоей спиной нет ни людей, ни дела, ни хоть сколько-нибудь маленькой или значимой идеи.
Будь свободен – это не значит будь независимым от всех и вся, делай что хочешь.
Будь свободен – но делай что должно!
Как это совместить: долг и свободу, как в одночасье быть хозяином своего положения и в то же время соблюдать определенные (кем и как?) нормы и правила?
Ища ответы на эти вопросы, я подумал о том, как трудно учителям и директорам школ, приезжающим на сбор федеральных экспериментальных площадок сети «Эврика», возвращаться потом домой.
Недавно один начальник управления жаловался мне на директора, который вернулся с осенней «Эврики» («Авторская школа» была в ноябре прошлого года) и стал вести себя строптиво и слишком раскованно.
– Хочет свободы для школы, не хочет подчиняться и вообще как будто поет с чужого голоса...
Начальник явно намекал на то, что я лично провел с директором воспитательную работу и настроил его на такой вольный лад.
Я не стал его переубеждать, потому что прекрасно понимаю, что значит пожить в свободной атмосфере, проникнуться ее смыслами и ценностями, а потом вернуться в другую среду.

...В разгар эпопеи с рекомендательным письмом о преподавании православной культуры высокое начальство обзванивало регионы и проводило воспитательную работу среди местных управленцев, в частности мусульман, а также представителей других конфессий. И, натолкнувшись на жесткое неприятие министерской точки зрения (потом представители федерального органа управления сами признались – совершили ошибку), начальство стало выговаривать региональным деятелям образования: не в тех кругах обретаетесь, не ту прессу читаете...
Похоже, от советского образа жизни нам досталось жгучее, нестерпимое желание делить всех на «своих» и «чужих».
Но постойте, подождите, если мы хотим воспитывать ребенка в атмосфере терпимости и многообразия мнений, если мы хотим, чтобы в будущем наше общество стало процветающим, а государство – более гуманным, значит, и школа должна стать оплотом многообразия, толерантности и самоопределения.
Иначе откуда же возьмется процветание и человечность?
Ну не из политики же…
Так же как со сбора «Эврики» учителя и директора увозят «себя других» и начинают пробовать по-другому жить и работать дома, так и из школы дети выносят «себя других», и таким образом меняются общество и жизнь.
Поэтому, с нашей точки зрения, основная сила или слабость образования не в том, какие программы и тем более какие стандарты приняты, а в том, есть или нет у человека, учителя, директора сообщество, в котором они могли бы проявить себя самих, а не свою должность или функцию и таким образом построить свои собственные, а не заданные стандартом отношения с людьми.
Невидимое и неструктурированное сообщество, особый круг людей, которые близки друг другу и у которых есть общие ценности и общие смыслы, – это сообщество и есть само по себе источник развития школы.
Есть такая привычная формулировка «общественно-педагогическое движение». Имеется в виду, что люди сами по себе, без формальных структур, без приказов, инструкций и положений, объединены в движении к какой-то цели.
Сообщество живет только в движении – и в прямом и переносном смысле этого слова. Сообщество живет за счет особого внутреннего взаимодействия людей, строящих смыслы своей жизни. Оказывается, одной только силой своих отношений, обращений друг к другу можно строить и педагогику, и школу.
Теперь представьте себе, что мы попробовали загнать эту энергию внутреннего взаимодействия людей в жесткие рамки школы или системы образования.
Все останавливается, все рушится, вместо энергии взаимодействия, энергии движения возникает застойное болото «образовательного учреждения», в котором нет ни педагогики, ни самоопределения, ни свободы, ни залога будущего процветания. То есть все это есть, но вопреки «образовательному учреждению».
…Легко ли быть свободным, когда за тобой школа, ученики, учителя?
Если есть сообщество, если есть движение людей, могущих обратиться друг к другу за помощью, свободным быть если и нелегко, то по крайней мере – возможно.

Свобода для школы – образовательная предметность. Если хотите – самоцель. Школа должна быть свободна не для того, чтобы делать то-то и то-то, например реализовывать инновационную образовательную программу. Свобода школы – это и есть образовательная программа. Только ее невозможно напечатать на компьютере и тем более лицензировать.
Относительно нее невозможно создать штатное расписание и составить расписание уроков.
Свободная школа может выстроиться как сообщество детей и взрослых, определяющих свою жизнь как жизнь свободных людей, ответственных друг перед другом.

В сообщество никого не записывают и никого из него не исключают, на основе сообщества можно строить эффективные организации, в том числе образовательные и финансовые, но наоборот – нельзя. Нельзя построить сообщество на основе учреждения – в нем нет свободы. И быть не может.
Хотите построить современную школу – стройте сообщество, присоединяйтесь или создавайте свое движение.
Потому что никто так не нуждается в поддержке, как человек свободный.
Согласны?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru