Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ 
 

Есть возраст, для которого до сих пор не подобрано точного определения. Потому что он не укладывается в понятные “биологические” рамки, хотя иногда и совпадает с тем, который зовется переходным возрастом. Это возраст осмысления жизни и мира, возраст философических поисков. У одних он продолжается несколько дней за всю жизнь, у других – несколько лет, а третьи так в нем и остаются навсегда. Но самое начало, когда впервые открываешь, что в мире есть философские вопросы и что вопросы эти куда важнее всех остальных, окрашивает человеческую жизнь в какой-то особый цвет. Впервые пытаясь постичь, что такое смерть и бессмертие, время и вечность, случайность и предопределенность, ты кажешься себе значительнее и мудрее, ты испытываешь реальное, внятное наслаждение от работы мысли, от того бесполезного на первый взгляд труда, который делает тебя человеком.
Этот возраст, возраст начала философических поисков, наступает для подростков уже не один десяток веков. В него вступали ученики древнегреческих философов и студенты средневековых германских университетов, царскосельские лицеисты и советские школьники, тайком читавшие “самиздатовские” книги по философии... Им – каждому в свое время, но в одном и том же возрасте – открывались философическая бездна, бесконечность и простор. Каждому казалось, что именно он здесь и сейчас, как никто, близок к разгадке тайны мироздания и Бога, и почти каждый торопливо заносил на бумагу свои мысли, которые казались потрясающим откровением. Это универсальный опыт, и возможно, в ваших старинных архивах тоже есть тетрадка с подобными размышлениями...
Но шло время, и эти заметки уже виделись смешными и наивными, как заново изобретенный велосипед. Юности трудно спорить со зрелой, “серьезной” философией, где все разложено по полочкам. Да и нужно ли? Ведь на самом деле речь в этих записках, юношеских повестях, романах – совсем о другом. О том, кто ты есть на самом деле. И каждый философский “велосипед”, изобретенный в юности, по сути своей олицетворяет вовсе не транспортное средство и даже не дорогу, по которой ты поедешь дальше, а само искусство езды на велосипеде.
Вот почему иногда стоит порыться в своих архивах и перечитать те наивные и все-таки по-своему глубокие философические размышления, которые захватывали вас в юности. А если в архиве их не найдется – прочитайте то, что пишут нынешние шестнадцатилетние.
И может быть, вы вспомните, в какой цвет окрашена ваша жизнь.

Алексей ЯКОВЛЕВ

Время поисков вечности

Возраст для самых главных вопросов

Поиск закономерностей, попытка каталогизации окружающей жизни, особенностей человеческого существа, самого течения времени – занятие почти бесполезное, хотя весьма увлекательное. Эта естественная потребность человека – обрести ощутимые грани и опору в бесконечно меняющемся мире – особенно актуальна в нашу эпоху информации. Тем интереснее сегодня наблюдать, как и что выхватывает современный человек, чтобы хотя бы на короткое время почувствовать себя в понятом и объяснимом мире, справиться со своей беззащитностью и уязвимостью перед мощными потоками времени в бурлящем озере жизни. У многих эти грани и опоры костенеют, многие называют это взрослением, и то, что получается – сформировавшийся, устойчивый человек, навсегда защищенный от множества случайностей и перемен своим четким, как углы каменного дома, мировоззрением, – перестает изменяться, а в какой-то степени и жить, ведь способность быть другим, чем вчера или час, два года назад, – прерогатива исключительно живых.
Специфика возраста и воспитания, скажут одни и будут по-своему правы. Открытость человека, его глаза, смотрящие вокруг, его желание, а следовательно, и способность искать – это почти характеристика психологии молодого человека, по сути, подростка, школяра, «вечного студента» в школе жизни. Многие обязаны именно своим 10, 14, 16 годам тем опытом поиска, который ставит человека один на один со всем мирозданием и его неразрешимыми вопросами с бесконечным множеством ответов. Утверждающий, что подобный опыт был у каждого, проявил бы недюжее человеколюбие, однако скорее всего оказался бы прав. Каждому рано или поздно, прежде чем сделать свой выбор, волей-неволей приходится учиться ощущать себя как единицу и отвечать на вопросы, на которые лишь ты сам можешь дать ответ.
Ситуация «выхода в жизнь» из уютных стен семьи, школы, детских переживаний – точка формирования Человека, прежде чем тот окунется в круговорот событий, выборов, решений. В глазах подростка всегда виден вопросительный знак: «кто?», «почему?», «зачем?». Я, жизнь, Бог, абсолют, гармония, инь, янь, зло, добро, пустота, любовь, смерть, тело, вечность, история, время, магия, сеть, мудрость, величие, слава, Вселенная, ничто, будущее, сейчас, реальность, вещи, мир…
Подростку одной лишь попыткой удается единовременно вмещать эти бесконечно образные понятия в своей голове, чего не может себе позволить даже самый обширный ум взрослого человека. Эта каша, эта лава смыслов и понятий требует выхода, осознания, высекания формулировок, беспрестанного изобретения велосипеда. Хорошо, если способ этого выхода подростком найден верно – ведь многие, по статистике, просто не выдерживают. Драка, секс, странствия, творчество и искусство – вот, пожалуй, самые популярные и самые действенные методы. Не случайно в юношеском возрасте появляются первые и последние стихи или рисунки, враги, первые любови, музыка и книги.
Именно книги в этом отнюдь не полном перечислении играют одну из главных ролей – они доступны, они «говорят» на родном языке, понятном любому научившемуся с детства читать. Подросток ищет подтверждений своим подозрениям, еще больше совета и еще больше «как же, черт побери, есть на самом деле». Но если последнее он, быть может, станет безуспешно выяснять всю свою жизнь, то все остальное вмещается в книги, которые он станет проглатывать одну за другой, ибо они требуют от него лишь быть однажды открытыми. При чтении опасность оказаться под влиянием одного лишь взгляда, мировоззрения и истории существенно меньше, нежели в общении с избранными кумирами, существования которых требует подросток, чтобы хоть как-то облегчить свой поиск, иметь хоть какой-то маяк на грядущем берегу взрослой жизни. И именно книги в большей степени, нежели музыка или живопись, становятся первым ключом, открывающим подростку мир возможностей, ибо умение писать буквы и строить фразы человек обретает раньше, чем умение владеть кистью и красками или нотной грамотой и музыкальным инструментом, и тем более чем умение жить, если такое вообще возможно. И поэтому, читает ли он Паоло Коэльо, Туве Янсон, Толкиена, Жюля Верна, Кастанеду или Кортасара в поисках ответов, у него остается желание создать что-то подобное или лучшее, сказать уставшему пресыщенностью миру, который для него свеж и нов, что-то свое, из самой глубины себя, человека неизвестно почему и зачем, но все-таки родившегося.
Говорят, что в этой самой глубине каждого человека можно найти Бога. Так что если не прекращать поиска и оставаться странником, вечным юнцом и школяром, но все же главное – не прекращать поиска, – всегда есть возможность услышать Его ответ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru