Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Массовая школа существует уже не одно столетие, но некоторые важнейшие для образования феномены до сих пор остаются фактически неизученными. Один из них – феномен понимания учебного материала.
Ясно, что вне понимания полноценный учебный процесс невозможен. Но что педагогика знает о природе понимания? Как оно возникает? От чего зависит? Каким образом можно на понимание влиять?
Сегодня мы попытаемся подойти к этим вопросам, чтобы затем продолжить разговор в одном из следующих номеров и, может быть, найти конкретные ответы.

Елена ЛИТВЯК

Особенности детского восприятия

О них нельзя забывать, открывая дверь в мир взрослых понятий

Искусство понимания, толкования (герменевтики) столь же необходимо учителю, как и знания о детском здоровье и возрастной психологии. Без этого пресловутого понимания вообще не получается ничего. В нашем педагогическом труде проблема понимания, взаимопонимания детского и взрослого миров – едва ли не основная. Можно рассматривать ее в публицистическом ключе как традиционный конфликт отцов и детей, а можно попробовать по-другому, оглянувшись на собственную педагогическую практику.
Мы в принципе знаем, что у детей свое время, медленнее, чем наше. В принципе знаем, и только. Но ведь это в том числе означает, что устные учительские объяснения, часто блестящие, виртуозные, но (увы!) слишком быстрые, в это длинное, медленное детское время просто не помещаются и соответственно не задерживаются детским вниманием.
Кроме того, это самое детское время заполнено совершенно индивидуальными сюжетами жизни, которые не всегда и не часто пересекаются с сюжетами школьной программы. К тому же ребенок (и отчасти младший подросток) не может, что бы ни писали психологи, волевым усилием удерживать внимание в поле учебной деятельности. Первоклассник – еще может быть, и то до тех пор, пока ему нравится игра под названием “вхождение в роль ученика”. А когда он уже окончательно в эту роль вошел, у него чаще всего не получается сознательно управлять собственным процессом познания, как это могут взрослые. Правда, бывают случаи, когда все же дети запоминают то, что нам хочется. Но после многократных, медленных (это важно!) повторений спокойным, нераздраженным голосом. Более того, младшие школьники запоминают огромные куски информации и могут их как-то даже комментировать. Может быть, еще один ключ к пониманию именно в этом – чтобы медленно и спокойно рассказывать, повторяя много раз? Может быть, детское непонимание – это инстинктивная защита, ответ на взрослую, как им кажется, познавательную агрессию – “слишком быстро, слишком много, слишком шумно”? И к тому же как часто взрослые объяснения строятся на взрослых понятиях, которые для нас само собой разумеются, вытекают из нашего опыта, уровня образования, которого у наших учеников еще нет...
Часто ли учитель обо всем этом помнит? Или, будучи взрослым, “линейным человеком”, в котором жизнь разворачивается последовательно от простого к сложному, который знает свою цель и может медленно, но верно идти к ней, хочет, чтобы и ребенок был таким же? Дети-то устроены по-другому. Когда в них эта линейность, устремленность к чему-то определенному появляется, разве это не означает, что они выросли? Нормальное состояние здорового ребенка – интересоваться всем и сразу, не заботясь о связях и закономерностях. Нормальный инструмент познания в детстве – собственный опыт, ощупывание и вообще делание руками и интуиция.
Многие думают, что все это свойства дошкольного детства, а школьники – люди другого склада. В чем-то, безусловно, да. Но практика ежедневного учительского труда убеждает нас в обратном: едва ли не до двенадцати-тринадцати лет, когда класс начинают сотрясать бури роста, познавательные инструменты у большинства детей остаются теми же, что и в дошкольном детстве. Хорошо это или плохо – вопрос. Но если мы хотим все-таки достичь понимания, это надо учитывать. Не спускаться, конечно, на младенческий уровень восприятия жизни, но постоянно иметь его в виду, поскольку младенческие реакции – базовые реакции человека, остающиеся с ним на всю жизнь. Не очень-то увлекаться линейным предъявлением учебного материала, не очень-то блистать умными словами. Или хотя бы подождать, когда нашим ученикам исполнится лет четырнадцать и за эти слова они действительно будут благодарны: ведь мы тем самым признали их понимающими цветистую сложность научного языка, а значит – взрослыми, себе равными. А до этого надо быть готовыми, что называется, идти на поводу у ребят. Даже больше того, в какие-то моменты учебного бытия сознательно дробить и перемешивать познавательную информацию, чтобы у наших учеников родилось собственное (!) желание этот хаос структурировать. Тогда они действительно захотят разговаривать с нами на взрослом понятийном языке, который мы, учителя, обычно и признаем за единственно возможный в школе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru