СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
В 2002 году в России закрылось 1000 сельских
школ.
Сокращение сельских школ чиновники называют
нейтральным словом «реструктуризация». Взамен
предлагаются школьные автобусы, дистанционное
обучение c помощью Интернета, ресурсные центры на
базе отдельных школ, интернаты постоянного
пребывания. Главный аргумент: содержать сельскую
школу слишком дорого, а качество образования в
ней – ниже низкого.
Тех, кто говорит: школой живо село, и если ее
упразднить, село попросту опустеет, в ведомстве
не слышат. И снова повторяют: да не беспокойтесь,
будут дети учиться, вот уже и автобусы закупили…
Вопрос в том, где дети будут учиться. Закрытие
сельских школ вынудит людей уезжать из села,
вызовет глобальные социальные и экономические
потрясения. А потом все равно придется открывать
сельские школы. Заново.
Именно такая ситуация сложилась в Казахстане в
90-е годы. Сейчас Министерство образования
Казахстана делает все, чтобы восстановить сеть
сельских школ. Но нашему российскому
образовательному ведомству этот опыт, похоже, ни
о чем не говорит...
Жаомбай КАРАЕВ,
Наталья ИШТРИКОВА
Реструктуризация сети сельских
школ привела к катастрофе,
считают в Министерстве образования
Казахстана
В начале 90-х годов в системе образования
Республики Казахстан по рекомендации
специалистов Всемирного банка была осуществлена
«оптимизация» сети сельских школ. Проще говоря,
были закрыты около 400 школ и 70% дошкольных
учреждений страны. Оптимизация сети сельских
школ самым серьезным образом сказалась на всех
сферах жизнедеятельности в республике. Об этом
рассказывает начальник Департамента общего
среднего образования Министерства образования
Казахстана Жаомбай КАРАЕВ:
– Мы оказались в ситуации, когда 792
населенных пункта остались без школ: они
располагались на расстоянии более трех
километров до ближайшей. Многие дети оказались
лишены возможности учиться в школе. В стране
начались массовые миграции из сельских
населенных пунктов. Ведь родители всегда
заинтересованы в том, чтобы дети получили
образование, поэтому люди потянулись в поселки и
города. С карты республики начали исчезать
поселения. Сельское хозяйство оказалось в
жесточайшем кризисе: количество работников на
селе стало неуклонно сокращаться. Ситуация
осложнялась еще и тем, что качество образования в
оставшихся сельских школах стало снижаться по
причине отсутствия финансирования, достаточного
для их развития.
Процессы миграции, вызванные закрытием сельских
школ и исчезновением поселений, привели к
экономическому дисбалансу: отсутствию
работников в сельской местности и переизбытку
неквалифицированных городских работников,
бывших сельчан, которым требовалось срочное
трудоустройство. Школы в крупных городах и в
поселках оказались перегружены. Люди были
вынуждены выезжать за пределы страны. Дисбаланс
в экономике, и в первую очередь в
сельскохозяйственном производстве, повлиял на
снижение рождаемости в Казахстане. Население
страны начало постепенно сокращаться, сельское
хозяйство оказалось во многом уничтоженным.
Эти серьезнейшие изменения проявили себя всего
за несколько лет. Положение дел начало меняться в
1996 году, когда власти страны задумались о
необходимости возвращения к всеобучу. Однако за
шесть лет удалось восстановить лишь около 100
сельских школ. Многие населенные пункты уже
исчезли, и школы стало негде восстанавливать. В
то же время городские и поселковые школы еще и
сейчас сильно перегружены и работают в две-три
смены.
– Автобусный подвоз детей в крупные школы –
основной способ «оптимизации» – с самого начала
стал большой проблемой, – продолжает Жаомбай
Караев. – Мы и сейчас не уверены, что те 30 000 детей,
которые официально числятся у нас «на подвозе»,
действительно регулярно посещают школы. Вскоре в
три области Казахстана отправится специальная
проверка всеобуча для исследования ситуации с
подвозом. Ну а в 90-х годах дела, конечно, обстояли
еще хуже.
О практике размещения школьников в интернатах
говорить еще труднее: во-первых, это очень дорого,
во-вторых, менталитет сельской казахской семьи
не поощряет проживание детей вне дома. Поэтому по
такому пути пошли немногие, предпочитая покинуть
село и уехать в крупный населенный пункт.
В 1999 году правительство Казахстана предприняло
новые шаги по восстановлению образования для
детей села. Было принято постановление о
государственном нормативе организации
образования. В документе определено, что в тех
населенных пунктах, где число детей младшего
школьного возраста более пяти, должна
открываться начальная школа, а там, где общее
число детей более 80, – средняя школа. При этом, в
случае если в селе нет своей школы, максимальное
расстояние от дома, где проживает ребенок, до
школы должно составлять не более трех километров
при отсутствии водных и горных преград. Иначе
акиматы (областные управления образования)
должны решать вопрос об открытии школы в селе.
Постановление также предполагало развитие сети
школ-интернатов и школ санаторного типа.
И только в последний год, с приходом нового
министра Шамши Беркимбаевой, начала
реализовываться специальная программа развития
сельской школы. Шамша Копбаевна сама много лет
проработала сельской учительницей и поэтому,
став министром, основное внимание обратила
прежде всего на плачевное состояние сельской
школы. Ближайшие три года в стране объявлены
«Годами аула». За это время в сельской местности
за счет бюджета страны будет построено 63 новых
школы, за счет областных и местных бюджетов –
переоснащены старые школы. Разработан план
оснащения всех школ, осуществляющих подвоз детей,
одинаковыми специальными автобусами. Сейчас
детей возят на чем придется, признают в
Министерстве образования, – и хорошо еще, если
вообще возят. Будет разработан и введен единый
график подвоза детей по всей стране. Уже
несколько месяцев подряд Министерство
образования собирает сводки о том, сколько детей
не посещают школы, и о том, как организуется
подвоз. В ноябре школы вообще не посещали 730 детей.
Параллельно с программой восстановления
сельской школы Министерство образования
Казахстана разрабатывает тему профильных школ.
Так же как и в России, эта проблема особенно
серьезна в сельской местности, где необходимо
создать систему профильного
сельскохозяйственного образования на
современном уровне. На младшей и основной
ступени образования в малокомплектных сельских
школах образовательное ведомство Казахстана
пока приняло решение оставить совмещенные по
возрастам классы. Еще один наболевший вопрос, так
же как и у нас, – низкий статус учителя.
Законодательные органы Казахстана
разрабатывают законопроект «О гражданской
службе», задача которого – улучшить положение, в
том числе учителей. С этой целью введены
дополнительные надбавки и многофакторная
система поощрения педагогов.
– Оптимизация сети сельских школ была
тяжелейшей для страны ошибкой, – говорит Жаомбай
Караев. – Мы знаем о том, что сейчас подобные
эксперименты проводятся и в России. В том, какое
значение для наших стран имеет сельское
хозяйство и, значит, сельские поселения, Россия и
Казахстан очень схожи, и поэтому мы предполагаем,
что реструктуризация школ села принесет России
те же результаты, что и Казахстану. Пострадает
сельское хозяйство, погибнут села и деревни,
возникнут экономические и культурные проблемы,
связанные с миграциями сельских жителей, упадет
уровень образованности населения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|
|
|