Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Новые книги

О.С.ГАЗМАН. НЕКЛАССИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ:
ОТ АВТОРИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ
К ПЕДАГОГИКЕ СВОБОДЫ.
Редакторы-составители А.Н.Тубельский
и А.О.Зверев. МИРОС, 2002

В российском педагогическом сознании навсегда запечатлелся пленительный образ Олега Семеновича Газмана (1936–1996).
В памяти тех, кто знал Олега Семеновича, он остался личностью уникальной, щедро и разносторонне одаренной, обладающей магическим влиянием на людей, на редкость обаятельным. С его именем связаны такие достижения отечественного воспитания, как поразительный взлет «Орленка» начала 60-х годов и уникальная деятельность пионерского лагеря «Маяк» в 1970-е – начале 80-х годов.
Неоспорим его вклад в разработку и, по сути, создание теории игровой деятельности подростков, а особенно нового направления
в воспитательной деятельности – педагогики поддержки.
Благодаря О.С. Газману в нашей школе появился освобожденный классный руководитель. Концепцию и технологию его деятельности, а также пакет необходимых нормативных документов Олег Семенович успел создать за свой короткий период работы советником министра образования.
В книге О.С.Газмана три части: работы Олега Семеновича, заметки о его воспитательной деятельности периода «Маяка» и воспоминания людей, близких к Газману.
В первой части – впервые собранные под одной обложкой работы Газмана разных лет: и ранее опубликованные, как правило, в малотиражных, а значит, труднодоступных изданиях и публикуемые впервые. В статьях Газмана не просто намечены новые подходы к воспитанию – все изнутри подсвечено неподдельной любовью к детской личности: Свободного ребенка в Свободной России.
Редакторы-составители разнесли публикации О.С.Газмана разных лет по четырем разделам: «Воспитание как развитие индивидуальности», «Воспитатель – детский коллектив», «Педагогическая поддержка ребенка в образовании» и «Педагогика игры». При всей условности такого разделения в нем достаточно четко зафиксированы основные направления творческого поиска Олега Семеновича. Причем, как нетрудно заметить, первому разделу отведена роль некоего локомотива – в нем собраны те работы Газмана, которые можно назвать концептуальными или теоретическими. Здесь и собственно научные работы, и публицистические статьи, и методические письма, и выступления на конференциях, и стенограммы бесед.
Под одной обложкой собрано все наиболее значимое, созданное Газманом. Публикаторы как бы откликнулись на призыв академика А.В.Петровского: «Мы должны кроха за крохой, строчка за строчкой, книга за книгой собирать то, что нам оставил Олег Семенович, и видеть в этом пусковой механизм собственной научно-педагогической мысли».
Наследие Газмана очень многогранно и принципиально несводимо к текстам статей.
Вот и С.Соловейчик точно это подметил: «Он сочинял наивные, добрые, полудетские песенки, они вошли в сборники, их будут петь долго, даже не зная, кто автор. Может быть, именно в песнях душа Газмана и будет жить с нами». Или еще одно суждение Симона Львовича: «Олег Семенович обладал важным для педагога свойством: он словно склеивал детские души, соединял их тем, что давал им то непременное, общее для всех человечное, без чего люди не люди». О подобном же влиянии на уже взрослых людей пишут авторы воспоминаний.
Природа творческой натуры О.С.Газмана была настолько мощной, что конкретные результаты деятельности принципиально не могли отлиться в законченные, тем более застывшие формы. О.С.Газман был мастером малых педагогических форм. Во всех его работах наиболее удачны начала.
А самое прекрасное – это педагогические афоризмы.
О.С.Газман принадлежит и истории, и современности. Его педагогическое наследие живо, актуально и перспективно. Об этом точно написал В.Слободчиков: «Олег был гениальным (по-русски – порождающим) открывателем педагогических материалов, но не их цивилизатором, не оформителем, не столбителем золотоносных жил. И в этом его тайна, его продолжающаяся жизнь».
Как же можно целостно представить его педагогическую систему? Н.Крылова четко определила: «Три мощные теоретические идеи, которые Газман ввел в нашу современную педагогику и которые стали основой не только его теоретических разработок в области воспитания на рубеже 80–90-х гг., но и рабочим полем его научной школы: идеи самости, свободы и поддержки».
Это, безусловно, так, как и то, что результаты научной разработки этих концептуальных положений заслуживают цикла обстоятельных статей. И они будут написаны. Выделю одну, но, несомненно, принципиальную для Газмана идею. Она наиболее обстоятельно представлена в лучшей статье Олега Семеновича «От авторитарного образования к педагогике свободы». В ней сходятся и преломляются ведущие тенденции, присущие развитию педагогической системы Газмана: Коллектив – Коллектив и Личность – Личность. Творчество – Игра – Культура – Свобода.
В заключительный период в центр творческого поиска О.С.Газмана выдвигается «субъект, обладающий самосознанием, свободой выбора, что делает его поведение, его реакции порой непредсказуемыми». При этом под самосознанием понималась «Свободная ориентировка в собственной личности». Таким образом, ключевыми словами для Олега Семеновича становились самосознание и свобода выбора. К сожалению, жизнь Газмана сложилась так, что ему удалось только приоткрыть дверь в эту новую педагогику. И нам остается лишь предполагать, во что могла вылиться разработка данного перспективнейшего направления.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,
член-корреспондент РАО, профессор


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru