Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
Александр АДАМСКИЙ

Три учебника, четыре профиля, двенадцать баллов...

Казалось бы, перемены в образовании – налицо.
Но школе по-прежнему отводится роль исполнителя

Застой в школьной жизни продолжается...
– Как это? – воскликнет районный управленец, или региональный методист, или столичный чиновник. – Как это «начало застоя»? Да вы с ума сошли: полным ходом идет модернизация, кипят дискуссии и ставятся эксперименты! У нас важные законопроекты на подходе, мы выносим на всенародное обсуждение ключевые вопросы... Столько дел кругом, столько начинаний! Да вы просто пристрастно все оцениваете!
...Громкие широкомасштабные кампании, создающие иллюзию перемен, на самом деле взращивают в учителях апатию и равнодушие. Так всегда бывает, когда за тебя все решили и заставляют претворять в жизнь грандиозные планы руководства, а ты становишься лишь средством, инструментом.
Атмосфера застоя заполняет все пространство школы и только в районных управлениях образования мы слышим бравые отчеты о достигнутых вершинах модернизации.
На деле же – все как было, так и есть.

Каждый раз на вираже перемен наши руководители забывают простую, но очень важную истину: как счастье невозможно навязать через силу, так и свободу невозможно спустить сверху, как приказ: быть свободным.
Самые прекраснодушные идеи и планы превращаются в свою противоположность от того, как они воплощаются в жизнь.
Есть расхожая метафора о том, что школа должна быть похожа на армейский батальон и двигаться в строгом соответствии с выработанным командованием планом. И все дело в том, чтобы разрозненные планы командования объединить в цельный системный пакет и сделать распоряжения более четкими, более выполняемыми.
Три учебника, четыре профиля, двенадцать баллов, первого сентября делай то-то, восьмого декабря – то-то, результатом считается успешно сданный тест.
Все просто и ясно, если бы только это был пластиковый конструктор или дистанционно управляемый луноход. Тогда бы неэффективность или, наоборот, максимальное достижение заранее намеченных целей полностью зависели бы от промахов или точности выполненных расчетов.
Но есть причины, из-за которых так школа не живет и жить никогда не будет, пока ученик и учитель остаются в ней главными действующими лицами.

Тем временем чиновники и академики все продолжают изобретать универсальную образовательную машину для всех детей. Идея основана на предположении, что всех людей можно обучить универсально, привить одним и тем же способом «нужные» и «правильные» качества и знания.
Ложность этого предположения проявляется уже на этапе отбора «правильных» и «нужных» качеств и знаний. Попытка создать универсальный набор того и другого приводит к бесконечной и беспредметной дискуссии, которую мы сегодня и наблюдаем. Эту попытку можно сравнить с кампаниями по распахиванию целинных земель или построению БАМа, когда масштабы затрат несоизмеримы с реальной пользой людям.
Застой в школе – это следствие чиновной уверенности в том, что школой можно управлять на расстоянии, что достаточно послать в школу правильный сигнал – и там все заживет правильной жизнью. Это было бы справедливо, с нашей точки зрения, если бы такое дистантное управление осуществлялось с помощью идей, воодушевляющих учителей и директоров на живое и значимое дело. Но идей никаких нет, кроме методических указаний. А они превращают живое дело в рутину.
Поэтому и возникает застой: школьный слой образовательной жизни, самый густонаселенный, застывает без необходимости движения.
Есть единственный способ осуществить школьные преобразования, мы в этом глубоко убеждены, – это предложить учителю и директору, а вместе с ними и родителям и ученикам стать авторами этих преобразований. Не исполнителями, а инициаторами собственного дела.
Этот путь рискованный и более трудный и длительный, чем выработка конструкторских решений в штабах модернизации и административный способ реализации этих планов.
И конечно, одной из главных трудностей на этом пути будет укорененная десятилетиями система предрассудков. Мы прекрасно понимаем, что учительство неоднородно и за годы бесправия и нищеты энтузиазма и стремления к переменам в учительской среде не прибавилось. Но проще всего по-прежнему относиться к учителю как к человеку, который вообще не способен принять никакого решения относительно собственной деятельности. Но это никак не способствует тому, чтобы школа становилась современной, запихни туда хоть тысячу компьютеров и введи хоть десяток профилей.
Сейчас под флагом модернизации воспроизводится несвободная, тоталитарная школа. Это происходит по одной простой причине – учитель отчужден от своего дела, от преобразований в нем, он отчужден от постановки целей, от выбора средств решения трудных школьных задач, от выстраивания системы оценки этих решений.
Стратегия изменений, с точки зрения бюрократии, обеспечивается простым информированием граждан о том, что намечено, что предполагается сделать и делается уже.
В этом и заключается разность подходов при кажущейся общей цели – сделать школу современной.
Мы полагаем, что изменения происходят через вовлечение общества в саму суть и само дело перемен, а не только через их широкое информирование о происходящем.
И это более сложный и кропотливый путь.
Конечно, общество и школу труднее убеждать в необходимости перемен, чем убеждать в этом правительство или даже Думу.
Ведь главное здесь – воодушевить самих родителей и учителей на поиск путей к современной школе.
Для этого надо не натуральные рецепты школам спускать, а развивать и создавать вместе новую школьную идеологию, современные принципы и подходы. И придерживаться этих принципов, один из которых – живая, открытая, самостоятельная школа.
Живая школа – это автономная школа. Она сама (то есть учителя, директор, родители и дети, да еще местное сообщество, в котором эта школа живет) решает, каким будет содержание образования, бюджет школы, на что следует тратить деньги. Школа сама решает, кого следует назначить директором, в каком направлении развиваться школе, и по каким учебникам учить детей, и какие предметы преподавать, и многое другое.
…2002 год окружил школу мертвой зыбью. Хуже всего то, что в 2003 году учитель станет еще беднее, чем был, а директор лишится части тех возможностей обеспечивать школу, которые у него были раньше.
Учитель и директор превращаются в равнодушных исполнителей. Им не дают ни права самостоятельно делать свое дело, ни возможности зарабатывать своим трудом.
Застой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru