Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Натэла ЛОРДКИПАНИДЗЕ

Кино про то, как не сняли кино

И почему так случилось

АКТРИСА ЛАВРОВА В РОЛИ АКТРИСЫ БЕСТУЖЕВОЙНазвание фильма “Кино про кино” вроде бы вводит зрителей в определенное русло, позволяя предугадать немало эпизодов, которые в картине, по всей вероятности, появятся. Эпизодов скорее комедийного, нежели иного плана, чему мы обязаны самим кинематографистам. Они предпочитают рассказывать о разных кви-про-кво, происходящих на съемках, нежели о том, что на самом деле творится в их душах во время работы.
Создатели этого фильма тоже не обошлись без того, что заранее можно было предположить. Кто-то из исполнителей опаздывает на съемку, кто-то, напротив, может уехать не доиграв – у него впереди новая роль, кто-то знает текст и характер эпизодов, а кто-то собирается уточнить все на съемочной площадке. (Предварительных репетиций, судя по всему, не было – это вам не театр.)
Чудесно – голова к голове сидят на скамеечке двое и повторяют текст. Однако не столько повторяют, сколько, все время прерываясь, говорят о своем. Она – Татьяна Лаврова, он – Станислав Любшин, который так и не простил своей бывшей жене какой-то давней обиды. Она о ней и вспоминать не хочет и спокойненько сбрасывает и сбрасывает его руку со своего плеча: не отвлекайся от дела.
Всякого рода иронических эпизодов в фильме немало, но постановщик Валерий Рубинчик и оператор Виктор Шестоперов не позволяют себе педалировать привычно-выигрышные ситуации. Снимают их легко, как бы даже мимоходом, зато актеру Валерию Николаеву, играющему режиссера, такого не позволяют. Как ни старается он быть деловитым, собранным, вам передается его напряжение, и вы чувствуете, что неудача может ему дорого стоить, а риск, возможно, еще дороже.
“Возможно”, “вроде бы” – слова эти появились в заметках не случайно. Их появление вызвал еще один персонаж, выскочивший, словно черт из коробочки, и, как полагается черту, закручивающий и запутывающий все вокруг. Персонаж – существо с большими деньгами, уверен: кто платит за ужин, тот с дамой и танцует.
Надо отдать должное Федору Бондарчуку – играет он со знанием дела. Ладненький, крепенький, бритоголовый, он искрится весельем, доброжелательством и уверен, что все его нелепые пожелания, которые он походя роняет, переходя от одного к другому и не забывая каждый раз добавить: деньги будут, фильму пойдут на пользу.
Героиня “Кино про кино” – бывшая путана (все твердят – бывшая), а он хочет видеть на экране тургеневскую девушку, и приехавшая с ним любовница (с легчайшим сарказмом явленная в фильме) тоже, конечно, за тургеневскую девицу. И спорить с этим бесполезно. Как бесполезно объяснять, что одну девушку с ходу в другую не переделаешь, что сюжет летит к черту и что один жанр в другой с ходу тоже не превращается. Впрочем, эту ерунду он просто-напросто слушать не собирается и неспроста напевает “Белеет парус одинокий...”, намекая на море, хотя такового в окрестностях не сыскать.
И вообще к чему всякие драмы и прочее, пусть будет музыкальный фильм. Чем плохо?
Анатолий Гребнев, сценарист фильма “Кино про кино” (о его книге “Записки последнего сценариста” “ПС” с уважением и подробно писало), не из тех, кто пожимает плечами, соглашаясь с нравами современной жизни, и Валерий Рубинчик тоже не из тех. И они с горечью следят за своими героями, которые, вместо того чтобы стукнуть кулаком по столу и взбунтоваться, потихонечку сдают позиции. Сценарист (Е.Стеблов) что-то уже придумывает, режиссер стиснув зубы молчит (играет Николаев преотлично) и, кажется, вот-вот взорвется, но взрывается не он, а героиня Татьяны Лавровой. Так и хочется вычеркнуть слово “героиня”, потому что взрывается Лаврова, замечательная актриса, у которой нет больше сил терпеть то, что происходит.
Обличительных речей она не произносит, кулаком, как мы хотели, по столу не стучит, но, когда доходит время до ее монолога, мы видим прекрасные, полные слез глаза, слышим исповедь, где проза перемешивается со стихами, а чужие слова со своими, выстраданными и единственно сейчас необходимыми. Все смолкают и только шепчут – дальше, дальше, и история про кино, прожитая у нас на глазах, становится тем, чем она хотела стать. Историей о жизни и об искусстве.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru