Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Раф ГУРЕВИЧ,
Марина ДУБРОВСКАЯ,
Виктор ЗАРЕЦКИЙ

Готовность принять человека, не похожего на нас...

Только с этого шага может начаться исцеление

Однажды в интернате для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии появилась группа людей, не специалистов, просто сердобольных. Единственное, что они могли, – ухаживать за детьми. День за днем, неделю за неделей.
Через год детей было не узнать. Сразу подключились специалисты – психологи, врачи, педагоги. Еще через несколько лет выяснилось: дети, оказывается, и не умственно отсталые вовсе, и серьезных нарушений в развитии у них нет. Такие дети могут и должны ходить в школу. И они пошли, сначала в специализированную, затем в обычную.
Такая вот история...
Услышал ее корреспондент «ПС» Раф Гуревич от Марины Оскаровны Дубровской, специалиста по развитию программы «Помощь детям-сиротам в России», одной из соавторов недавно вышедшей книги «Пути решения проблемы сиротства в России». Другим соавтором стал Виктор Кириллович Зарецкий, руководитель лаборатории инновационного образования детей с особенностями развития. Кроме книги их объединило сотрудничество в программе АРО-2, нацеленной на помощь российским детям-сиротам.
Однако тема разговора, на которой они настояли, более узкая. По мнению обоих, дети-инвалиды – самая многочисленная и уязвимая группа риска.
Марина Дубровская. Восемьдесят процентов таких детей попадают в интернат. Родители вынуждены отказываться от них, а специалисты только подначивают, уже в роддоме советуют передать ребенка-инвалида в специальные учреждения. «Зачем вам такая обуза? – вкрадчиво нашептывают они. – Отдайте в детдом, и ребенку будет лучше, и вам спокойнее».
А если герои-родители и находят в себе силы забрать новорожденного домой, то при первых же трудностях им напоминают: «Вы сами выбрали эту участь. Вот и мучайтесь!» Не каждый выдержит такое. И через пару лет больной ребенок оказывается в специализированном детском доме.
Раф Гуревич. Но если семья действительно не может справиться с проблемой, не полезнее ли для ребенка специализированное учреждение, где квалифицированные специалисты будут им заниматься?
Марина Дубровская. Порочность этого пути очевидна. Система изоляции, в которую попадает ребенок, превращает его в изгоя, в существо второго сорта, он уже никогда не сможет вписаться в людское сообщество. Так проблему детей-инвалидов не решить. Государству, конечно, проще построить здание, собрать в него детей-инвалидов по типу заболевания, пускай они там как-нибудь время проводят. Куда сложнее создать необходимые условия для каждой семьи, в которой есть ребенок-инвалид.
Виктор Зарецкий. Вырвать больного ребенка из семьи... А ведь даже здоровые дети, попав в детский дом, отстают со временем от своих сверстников в развитии, потому что растут без семьи. Что же говорить о детях с особенностями развития, которые нуждаются в специальных условиях?!
Им в первую очередь нужны любящие родители. А самим родителям – квалифицированная помощь. Вот в Новосибирске уже 30 лет занимается детьми с очень тяжелым диагнозом – даун-синдром, имбицильность, гидроцефалия – абилитационный центр. Суть метода – в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Не компенсация дефекта, не предметное образование на первом месте, а процесс общения. Он построен так, что мгновенно положительно сказывается на общем развитии ребенка. Если этот опыт передать родителям, то в такой семье ребенку будет несопоставимо лучше, чем в самом расчудесном специализированном детском доме.
Марина Дубровская. В нашей стране с ребенком-инвалидом жить тяжело. Родители не умеют взаимодействовать с ним, не знают, как обучить бытовым навыкам. Семья оказывается в социальной изоляции, один на один с бедой.
Виктор Зарецкий. В Новосибирском абилитационном центре сам директор – музыкант, один сотрудник – художник, другой – ученый-физик. Так какой опыт передавать родителям: композитора, художника или физика? Конечно же нет. Отношение к ребенку как к способному нормально развиваться, как к равному всем остальным человеку – вот что нужно. Именно этот опыт, это понимание передать семье. Тогда количество детей-сирот резко уменьшится.
Раф Гуревич. Я правильно понял – программа помощи детям-сиротам в России предполагает работу с родителями детей-инвалидов, их обучение?
Виктор Зарецкий. Научить можно лишь того, кто хочет учиться. Если родители приходят только за помощью, им надо помочь. Ведь такой шаг, по сути, скрытая готовность к изменениям, к учебе. Основная позиция не теряется: родители остаются родителями, главными людьми для ребенка, остальные лишь помогают.
Раф Гуревич. Остальные – это специалисты? А общество? Известен не один случай, когда родители забирали своих здоровых детей из школы, если туда приходили дети с ДЦП. Можно ли как-то переломить эту ситуацию?
Марина Дубровская. Безусловно. Во многих странах отношение к инвалидам совершенно иное. У нас в России все только начинается. Виновата изоляция, в которой дети-инвалиды искусственно содержались и продолжают содержаться. Насколько готовы мы принять человека, не похожего на нас самих? Ведь инвалидность – просто социальный статус, помогающий выжить в обществе, не более того.
Виктор Зарецкий. Программа АРО-2 направлена на то, чтобы помочь родителям узнать, где можно чему-то научиться, и рассчитана не столько на помощь детям-сиротам, сколько на помощь семьям, в которых есть риск появления детей-сирот.
Марина Дубровская. Да, программа помогает не отдельным людям или отдельным семьям. Она скорее организатор этой помощи. Мы работаем с проектными группами, с общественными организациями, с муниципальными учреждениями, которые хотят по-новому строить свою работу, развивать услуги для семьи, ребенка. Оказываем инвестиционные услуги, предоставляем финансирование лучшим проектам.
Виктор Зарецкий. Программа поддерживает общественные инициативы, но не противопоставляет себя государственной системе. Просто не всякая реформа должна проводиться сверху и осуществляться сразу в государственном масштабе.
Нужно постепенно наращивать масштаб инноваций. Когда появятся последователи, тогда новатор в союзе с государственным служащим приобретет невероятную силу, способную изменить систему снизу, сможет стать инициатором изменений во всей системе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru