Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ТЕОРЕМА СОЦИУМА 
 

Микаэл МАМЕДОВ,
докторант Джорджтаунского университета (США)

Роль предрассудков в истории

Ученые пытаются объяснить природу национализма, опираясь на общие теории происхождения стереотипов мышления

По мнению многих ученых, межнациональные стереотипы возникают из-за слабости критического мышления, когда человеку приписывают черты, якобы свойственные всей группе, к которой он принадлежит. Стереотип спасает людей от необходимости рассматривать каждого человека в отдельности и позволяет попросту наклеить на него ярлык. Стереотипы отражают индивидуальное и общественное восприятия. Пока они позитивны или нейтральны, они редко попадают в поле зрения ученых. Иное дело, когда в обществе возникают массовые предрассудки и фобии.
Среди исследователей немало тех, кто сводит массовые предрассудки к определенной идеологии – национализму, фашизму и расизму. Однако в природе массовых предубеждений есть и социальные, и психологические факторы. В начале пятидесятых годов американский психолог Адорно блестяще скомбинировал идеи Маркса и Фрейда и выдвинул теорию авторитарной личности. Адорно и его ученики связывали возникновение предрассудков с суровым родительским воспитанием, фрустрациями и подавлением негативных эмоций в раннем детстве. Не будучи в состоянии открыто выразить протест, авторитарный человек впоследствии дает выход ранее сдерживаемым агрессивным чувствам и вымещает их на социально незащищенных людях – национальных меньшинствах и иммигрантах. Наряду с этим авторитарной персоне присуща оцепенелость в мышлении, беспрекословное подчинение начальству, что в конечном счете ведет ее к фашизму. Теория Адорно занимает важное место в социальной психологии. Однако, несмотря на всю свою привлекательность, она подверглась резкой критике за то, что уделяла мало внимания важным историческим и социально-политическим факторам. Например, рост антисемитизма в Германии произошел очень быстро и не мог быть вызван тем, что немцы неожиданно принялись «сурово» воспитывать своих детей.
По теории конфликта групповых интересов предрассудки и предубеждения отражают конфликты интересов между определенными группами людей. Был поставлен оригинальный эксперимент. Между двумя группами подростков постоянно проводили различные спортивные состязания, поддерживая тем самым между ними дух соперничества. Через некоторое время члены обеих групп стали описывать своих соперников самым негативным образом. Так было экспериментально доказано, что конфликты и соперничество между группами ведут к усилению подозрений, фобий и предубеждений, а сотрудничество во имя достижения общих целей способствует преодолению предрассудков и негативных стереотипов. В этой теории, однако, можно увидеть два самостоятельных и одинаково важных фактора. Первый – роль идентификации, отождествления себя с группой, которое в данном случае было достигнуто искусственно. Второй – вымышленный, воображаемый характер конфликта интересов (например, кубок турнира бойскаутов).
Так, мы переходим к теории социальной идентификации, у истоков которой стоял, по-видимому, Эрих Фромм с его теорией нарциссизма. Она утверждала, что люди склонны наиболее позитивно рассматривать то «воображаемое общество» (чаще всего нацию), к которому они принадлежат. Эта тенденция очень важна для поддержания устойчивых связей внутри сообщества. Соответственно тот, кто не принадлежит к этому сообществу, наделяется самыми негативными чертами.
Теория фрустрации и агрессии указывает на другой факт: экономические проблемы в странах Запада вызывают у людей недовольство, которое переносится на наименее защищенные национальные меньшинства, на иммигрантов и беженцев. Очень близка ей теория относительных лишений: если представители одной группы видят преуспевающих представителей другой группы, у них непременно возникает чувство обделенности. Так называемое преуспевание может быть фикцией, но оно создает достаточно устойчивый образ их, пронырливых, бесчестных, хитрых и наживающихся за наш счет.
Довольно трудно сказать, какая именно теория наиболее точна. Одно несомненно: краеугольным камнем предубеждения является идентификация, когда люди проводят четкую разграничительную линию между собой и чужаками, инородцами, теми, кто «ответствен» за все нынешние проблемы. Доказано, что люди часто создают иллюзорную связь между национальностью и преступной деятельностью. Они охотно запоминают практически все антисоциальные действия представителей других национальных и религиозных групп; в то же время преступления, совершенные «своими», легко забываются.
Социологи установили также, что люди склонны предполагать у «других» внутренние, изначальные, врожденные причины негативного поведения и внешние провоцирующие факторы антисоциальных действий «своих».
С началом десегрегации становится неприличным и даже незаконным открыто выражать расистские настроения в общественных местах, но фобии и предрассудки по-прежнему существуют. Их стало сложнее изучать, но они еще очень сильны. Характерно, что предубеждения везде одинаковы. «Какие они беженцы! Они покупают абсолютно новые машины, абсолютно новые! Они покупают рис. Огромные мешки риса!» – истерически кричит женщина в объектив видеокамеры. Эта ситуация хорошо знакома беженцам в России, но эти кадры сняты в США. Речь идет о беженцах из Лаоса, и хотя в США нет проблем с продуктами питания, но люди, отягощенные предрассудками, есть.
Большинство ученых сходятся в том, что предрассудок не является чем-то метафизическим и изначально свойственным сознанию. Наоборот, исторические и социально-экономические изменения в обществе и в системе международных отношений способствуют появлению стереотипов. Например, Вторая мировая война привела к резкому ухудшению отношений американцев с японцами и другими выходцами из Юго-Восточной Азии (необоснованное обобщение). А образ добродушно поющего аргентинца в Британии приобрел самые негативные и агрессивные черты после того, как Аргентина попыталась захватить Мальвинские острова.
Выходит, массовые предрассудки часто охватывают людей, имеющих между собой мало общего. Значит, сама групповая идентификация – предрассудок. Однако как определяющий фактор массовая убежденность значит больше, чем этническая принадлежность.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru