Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ 
 

Елена ИВАНОВА

Секреты образовательного предпринимательства

У усть-илимской школы № 10 нет коммерческих тайн. Но есть воспитательное ноу-хау...

Юные предприниматели

Есть в городе Усть-Илимске школа № 10, занимающаяся образовательно-предпринимательской деятельностью. Уже десять лет в ней готовят не предпринимателей или менеджеров (хотя их тоже), а людей, способных предпринимать какие-то конкретные шаги для воплощения своих замыслов в реальность, решать проблемы, а не прятаться от них. Директор школы Александра Петровна Терентьева говорит, что они своих детей не в вуз готовят, не к профессии – к жизни в современном мире. По мнению здешних педагогов, опасность сегодняшнего дня заключается в уходе многих учеников из школы, особенно детей из социально незащищенных слоев. Основная масса школ оказалась жестко сориентирована на вуз, и поэтому пребывание там ребят просто для получения общего образования стало бессмысленным. Дети, которые не связывают свою жизнь с поступлением в институт, вытесняются из старших классов. Поэтому основная идея усть-илимских учителей в том, чтобы максимально реализовать способности всех детей – не только будущих абитуриентов. Для этого стараются соединить допрофессиональное и начальное профессиональное образование с общеобразовательной школой, организовать серьезное детско-юношеское производство (образовательное предпринимательство). В таком производстве через овладение старшеклассниками той или иной профессией, освоение новейших технологий, производство конкурентоспособного товара, через серьезный и продуктивный труд – от лесного производства и шитья одежды до создания программного обеспечения компьютеров и компьютерной фирмы – происходит настоящее образование личности, социализация и адаптация подростка к экономическим взаимоотношениям и трудовой деятельности.
Ученикам дается совершенно уникальная возможность выбрать себе направление работы на одном из 31 предприятий из более чем 60 специальностей. Все по-настоящему. Так, например, детский дом моделей «Светлана» включает в себя театр мод и ателье. В структуру ателье входят четыре школьных производственных цеха: «Идиллия», «Силуэт», «Откровение» и «Стиль», то есть речь идет о мини-предприятиях в структуре школы. Их главная цель не в зарабатывании денег, хотя школьники получают зарплату, а в адаптации ребят к жизни путем предоставления им возможности овладеть такими профессиональными знаниями и умениями, которые не всегда непосредственно следуют из традиционного школьного образования, но зато помогают сориентироваться в условиях рыночной экономики, грамотно вести собственное дело. Мини-предприятие дает подросткам возможность приобщиться к деловой жизни до того, как они станут взрослыми; познакомиться с трудностями, с которыми сталкивается каждое предприятие, предприниматель; проявить инициативу, попробовать взять на себя ответственность, оценить результаты и ответить за последствия своей деятельности, осознать свои склонности и определить возможные траектории будущей жизни.
Педагогам, между прочим, тоже пришлось многому научиться, чтобы помогать ученикам. Ведь средний учитель достаточно далек от экономических и юридических проблем.

Школа – часть производственной структуры города

Для обучения взрослых и детей в школе создали центр экономических знаний. Он занимается двумя основными направлениями: оказанием образовательных и консультативных услуг по вопросам рыночной экономики и предпринимательства, налогообложения, бухгалтерского учета, основам управленческой деятельности; обучением высвобождаемых работников и незанятого населения. Школа поддерживает тесную связь с Усть-Илимским городским центром занятости населения и участвует в действительно актуальных и важных программах подготовки и переподготовки нужных городу профессионалов. Формой итоговой аттестации слушателей курсов является защита бизнес-планов, которые в дальнейшем рассматриваются в центре занятости на предмет выделения субсидий государства для открытия собственного дела.

Кредо (итог)

Совсем недавно в культурно-образовательном пространстве школы создана новая открытая структура – Инновационный центр повышения квалификации «ТЕРА». Он находится в начале пути и готов к самому широкому сотрудничеству со всеми, кто объявит о своих намерениях. Так написано на страничке официального сайта школы school-10.ilim.ru.
Там же можно прочесть декларацию педагогов и учеников: «Одна из образовательных задач школы в новых социально-экономических условиях заключается в том, чтобы поставить обучаемого как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь собственного судьбостроительства, в том числе определения своей профессионально-образовательной траектории. В решении этой задачи существенная роль принадлежит экономическому воспитанию; трудовому, допрофессиональному и начальному профессиональному образованию и образовательно-предпринимательской деятельности. В парадигме деятельностного подхода к образованию экономическое воспитание, трудовое, допрофессиональное и начальное профессиональное образование сливаются в образовательно-предпринимательской деятельности (не обязательно коммерческой)».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru