Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №90/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА 
 

Василий КРАЮХИН

Календарь событий

29 ДЕКАБРЯ, 2001 год

Президент В.Путин подписал указ «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования”.
Этим указом президент обязал региональные власти выделять муниципалитетам дополнительные средства на зарплату учителям и содержание школ. Контроль за исполнением приказа возложен на полномочных представителей президента.

ЯНВАРЬ, 2002 год

15 ЯНВАРЯ. Президент В.Путин потребовал от правительства до 15 февраля разработать меры по борьбе с детской беспризорностью.
«Все существующие программы неэффективны», – заявил президент.

17 ЯНВАРЯ. Государственная дума изменила образовательное и армейское законодательство.
Ранее учащиеся имели право на две отсрочки от службы в армии во время всего срока обучения – от школы до аспирантуры. Теперь право на две отсрочки получают только те мальчики, которым во время обучения именно в школе исполнилось 18 лет. Учащиеся всех учреждений профессионального образования, включая ПТУ (куда дети обычно идут пятнадцатилетними), сразу расходуют вторую отсрочку. То есть все выпускники ПТУ и техникумов в обязательном порядке идут служить в армию.

30 ЯНВАРЯ. «Нужно увеличить число уроков физкультуры в школах до 5–6 в неделю и возродить школьные спартакиады», – сообщила вице-премьер В.Матвиенко по окончании заседания Госсовета РФ, посвященного развитию физической культуры и спорта.
На президиуме было также заявлено о необходимости восстановления спортивной промышленности России, что, по словам Матвиенко, позволит оснастить школы спортинвентарем. Это позволит увеличить количество спортивных кружков и секций в школах и решить такие проблемы, как наркомания и беспризорность.

ФЕВРАЛЬ

1 ФЕВРАЛЯ. Вступил в действие новый Трудовой кодекс (ТК).
С этого момента считается недействующей статья 54 Закона «Об образовании», устанавливающая повышенный размер заработной платы для педагогов и иных работников школ (которая, впрочем, в этом размере никогда и не выплачивалась). Теперь зарплата законным образом привязана к ЕТС.
Зато согласно новому ТК в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

26 ФЕВРАЛЯ. Министерство образования создает «полицию качества», которая будет проверять уровень преподавания в российских вузах.
В первую очередь проверке подвергнутся экономические и юридические факультеты.
Об этом заявил на пресс-конференции министр образования Владимир Филиппов. А ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов добавил, что данная мера – временная. «Полиция качества» нужна, пока в высшем образовании «не включатся механизмы саморегулирования – единый государственный экзамен, ГИФО.

27–28 ФЕВРАЛЯ. Погашение долгов вузов и ПТУ за коммунальные услуги, информатизация сельских школ, повышение заработной платы учителей в 1,89 раза – главные итоги 2001 года для системы образования…
Так решили участники расширенной коллегии Министерства образования, на которой обсуждались итоги деятельности системы образования России в 2001 году и основные мероприятия по выполнению Концепции модернизации отрасли в 2002–2004 годах.

АПРЕЛЬ

3 АПРЕЛЯ. Новым председателем Комитета Госдумы по образованию и науке назначен депутат Александр Шишлов (фракция “Яблоко”).
По словам А.В.Шишлова, задачей первостепенной важности для комитета станет работа над законом о стандарте: предполагается передать правительству полномочия утверждать содержание образования и внести в стандарт требования к материально-техническим условиям обучения.
Также А.Шишлов надеется сохранить муниципальный статус школы: ответственность за выплату зарплаты перевести на федеральный уровень, а содержание школьных зданий оставить на балансе муниципалитетов.

11 АПРЕЛЯ. «Сегодня школа уже созрела для перехода на профильное обучение без указки сверху», – заявил министр образования В.Филиппов на Всероссийском совещании, где обсуждался проект концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.
«Общеобразовательные школы либо отомрут, не выдержав конкуренции с профильными, либо успешно продолжат свою деятельность», – добавил советник министра Анатолий Пинский.

МАЙ

14–16 МАЯ. «Специальные учебно-воспитательные учреждения – важнейшее средство борьбы с беспризорностью», – решили участники Всероссийского совещания, посвященного проблемам работы с беспризорными детьми, которое организовало Министерство образования. И рекомендовали правительству расширять сеть интернатов и спецшкол (последние предполагается создавать в каждом городе и даже в каждом районе, если речь идет о крупных промышленных центрах). Участники совещания заверяют, что это позволит эффективно решать проблемы детей группы риска, а также общества в целом.

31 МАЯ. Стартовал эксперимент по ЕГЭ-2002
К пилотным территориям прошлого года – республикам Чувашия, Марий Эл, Саха (Якутия), Ростовской и Самарской областям присоединились: Мордовия, Башкортостан, Удмуртия, Новгородская, Калининградская, Челябинская, Оренбургская, Новосибирская, а также несколько районов Псковской, Томской областей и Красноярского края.
В форме ЕГЭ выпускники сдавали: русский язык, математику, физику, химию, биологию, географию, историю России, обществознание, английский язык. Эксперимент по всем девяти предметам проходил только в Самарской области.
В первом, июньском, туре приняли участие более 372 тыс. выпускников, хотя запланированная цифра составляла 414 тысяч. Ведомство подвели «добровольцы: фактическое количество участников экзаменов по выбору было в десятки раз меньше плановых показателей».

ИЮНЬ

3 ИЮНЯ. На пресс-конференции заместитель министра образования Виктор Болотов разъяснил позицию ведомства относительно изучения в школах православной культуры.
«По сегодняшнему законодательству у нас школа светская, – сказал заместитель министра. – У нас многоконфессиональная страна. И в этом плане включение в федеральный стандарт вопросов, связанных с православием, и невключение вопросов, связанных с буддизмом, исламом, иудаизмом, с протестантскими, католическими традициями, конечно, невозможно.
Поэтому как факультативный предмет для тех людей, которые хотят изучать основы православной культуры, которая, скажем так, определила во многом путь развития Российского государства, это возможно. Но обязательного предмета никогда не будет».

13 ИЮНЯ. Государственная дума приняла в первом чтении законопроект “О государственном стандарте общего образования».
Депутаты отказались от идеи утверждать содержание стандартов федеральным законом – теперь им принадлежит лишь право определять порядок их утверждения, все остальные вопросы отнесены к компетенции правительства.
Представляя текст будущего закона, глава Комитета по образованию и науке Александр Шишлов заявил, что закон позволит перейти к системе нормативного подушевого финансирования.
Законопроект был принят 368 голосами при отсутствии голосов “против” и воздержавшихся. Рассмотреть законопроект во втором чтении депутаты рассчитывают уже в осеннюю сессию.

23 ИЮНЯ. Завершился первый этап эксперимента по ЕГЭ.
«Эффективно или нет проводится образовательная реформа? Спросите у тех выпускников в Чувашии, которые за многие годы впервые поступили в ведущие вузы», – заявил президент Владимир Путин, отвечая на вопросы корреспондентов по поводу ЕГЭ.
По предварительным данным, кроме шестнадцати регионов – участников эксперимента в нынешнем году заявки на участие в ЕГЭ-2003 подали еще девятнадцать территорий.
Итоговый вывод Министерства образования: «Эксперимент по Единому государственному экзамену в 2002 году в основной фазе проведен успешно».

25 ИЮНЯ. От ЕТС пора отказываться – впервые официально заявил министр образования Владимир Филиппов.
Это заявление прозвучало на пресс-конференции, посвященной итогам текущего учебного года и перспективам развития образования.
С 1 октября 2003 г. планируется введение отраслевой системы оплаты труда педагогов и одновременно с этим – повышение оплаты учительского труда на 33%, сообщил министр.

ИЮЛЬ

16 ИЮЛЯ. В 2003 году все российские школы должны будут создать попечительские советы.
Об этом заявил министр образования Владимир Филиппов на встрече с руководителями муниципальных органов управления образованием.
По его словам, в течение осенней сессии Госдума РФ примет закон, в соответствии с которым все школы в обязательном порядке должны будут сформировать попечительские советы. Пока, напомнил министр, это вменяется учреждениям образования в качестве рекомендации.

АВГУСТ

8 АВГУСТА. Обнародованы данные опроса населения России фондом “Общественное мнение” о работе Министерства образования.
Согласно результатам опроса в адрес образовательного ведомства прозвучало вдвое больше негативных (33%), нежели позитивных (16%), оценок.
Негативную оценку получили реформаторские усилия министерства (70% от ответивших): бесконечные реорганизации и реформы, которые только ухудшают систему образования; слишком много поисков новых форм, очень много от этого мороки, а толку мало; все время что-то меняют, бросаются из одной крайности в другую.

СЕНТЯБРЬ

13 СЕНТЯБРЯ. «Образование – приоритетная сфера развития, говорят в правительстве. При детальном рассмотрении проекта бюджета мы видим, что это совсем не так», – заявил председатель думского Комитета по образованию и науке Александр Шишлов.
В сравнении с динамикой роста бюджетных расходов по другим отраслям рост расходов на образование весьма невелик. Он составит 21,9% (в 2002 году рост – 47%, в 2001-м – 43%). При этом рост ВВП составляет 19,6% и общий рост расходной части бюджета – 20,5%.

ОКТЯБРЬ

17 ОКТЯБРЯ. Правительство обсудило концепцию реформы ЖКХ. И согласилось, что льготы сельским учителям по оплате коммунальных услуг можно отменить…
Взамен льгот правительство предлагает предоставить адресные субсидии «особенно нуждающимся» учителям. Тем, кто льгот не получит, придется потуже затянуть пояса.
«Учителя не смогут оплачивать такие счета, потому что размер их заработной платы не соответствует предстоящим расходам», – считают в региональных профсоюзах.
«Необходимо принять меры, чтобы зима не стала критическим временем для российских граждан», – говорит премьер-министр Михаил Касьянов, подразумевая под «мерами» проведение в жизнь той самой концепции реформирования ЖКХ…

22 ОКТЯБРЯ. «Мы сделали, что могли. Главное, чтобы стандарт не стал намордником для школы и учителей», – заявил на парламентских слушаниях по государственному образовательному стандарту соруководитель группы разработчиков В.Шадриков.
«Принятие стандартов – преступление, которое приведет к резкому снижению образовательного уровня России», – сказал всемирно известный математик, академик В.Арнольд.
«К мнению Российской академии наук министерство не прислушивается», – поддержал коллегу вице-президент РАН В.Козлов.
«Мы должны больше доверять детям и учителю», – напомнил Исаак Калина, начальник Управления образования Оренбургской области.
«В работе над стандартом мы не должны оглядываться на сроки», – заявил министр образования В.Филиппов. И признал, что считает возможным введение в стандарт требований на условия и гарантии государства.

22 ОКТЯБРЯ. Министерство образования направило в регионы письмо с примерным курсом предмета «Основы православной культуры».
«Указанный материал предназначен для оказания методической помощи работникам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, методических центров, разработчикам учебно-методического обеспечения учебных курсов, преподаваемых в рамках регионального (национально-регионального) компонента образования и компонента образовательного учреждения» – указано в письме.

29 ОКТЯБРЯ. «В тексте Концепции профильного обучения зафиксирована возможность существования непрофилированных, универсальных классов»,
– сообщил на заседании Комитета думы по образованию и науке заместитель министра образования Виктор Болотов. 75% регионов, куда концепцию отсылали на доработку, поддержали эту идею.
Конкурсный принцип приема в профильные классы пока сохранен, несмотря на статью 16 Закона «Об образовании», согласно которой право на общее полное образование имеет каждый ребенок. Для разрешения дилеммы, очевидно, и были оставлены «универсальные» классы.

НОЯБРЬ

6 НОЯБРЯ. Правительство России одобрило Концепцию реформирования схемы оплаты труда работников бюджетной сферы, подготовленную в Министерстве труда.
В дальнейшем концепцию решено доработать и разослать в регионы – для получения отзывов. Министр труда А.Починок заявил, что документ будет стопроцентно готов к началу 2003 года.
Согласно новой схеме, федеральный центр гарантирует бюджетникам выплату минимального размера оплаты труда – 600 рублей. Остальное доплатят регионы.
Министерство образования и Комитет Думы по образованию и науке выступили резко против такого варианта реформы.

16 НОЯБРЯ. «До конца года планируется принять закон “О государственном стандарте общего образования” сразу во втором и третьем чтениях», – сообщил заместитель министра образования Виктор Болотов участникам селекторного совещания по теме «Государственный стандарт общего образования».
«Не нужно тратить время на пустые дискуссии, – поддержали В.Болотова участники совещания. – Однако стандарты нужно вводить поэтапно, в зависимости от наличия соответствующих условий, то есть материальной базы, для их реализации».
“Следующий год – последний год болтовни о стандартах. Принимая переходный стандарт, надо тут же начинать работу над новым», – предупредил коллег Виктор Болотов.

19 НОЯБРЯ. Генеральный штаб решил подготовить стандарт по Основам военной службы (ОВС) и добиться, чтобы его включили в Госстандарт общего образования.
Министерство образования не согласно. Заместитель министра Александр Киселев заявил: «Гражданская оборона должна преподаваться в рамках ОБЖ, а проблема специальной военной подготовки должна решаться за счет дополнительного образования, осуществляемого на средства Министерства обороны во внешкольных учреждениях».

27 НОЯБРЯ. «В пилотных регионах уделяется недостаточное внимание пропагандистской кампании среди учителей, родителей, учащихся», – заявил Виктор Болотов на селекторном совещании с руководителями региональных управлений образования, посвященном итогам эксперимента по ЕГЭ в 2002 году.
Тему финансирования ЕГЭ В.Болотов обсуждать отказался, несмотря на многочисленные вопросы: когда в регионы поступят долгожданные средства федерального центра на эти цели?
Участники селекторного совещания говорили о неоднозначной позиции ректоров вузов, из-за которой отказались от участия в эксперименте в следующем году Приморский и Ставропольский края, республики Адыгея, Ингушетия.

27 НОЯБРЯ. «Считать недопустимым включение учебного предмета «Православная культура» в качестве компонента государственного стандарта общего образования», – решил Комитет по образованию и науке Госдумы.
«Одним из принципов государственной политики в области образования провозглашается светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Поэтому освоение основ православия не может быть составной частью государственного стандарта общего образования и финансироваться на бюджетной основе», – напоминают депутаты.

ДЕКАБРЬ

3 ДЕКАБРЯ. «Предложить правительству создать специальную межведомственную комиссию и разработать систему оплаты труда в образовании как специфическую», – решил Комитет по образованию и науке Госдумы, изучив Концепцию реформирования оплаты труда, одобренную правительством.
«Эта концепция предполагает отказ от государственных обязательств по регулированию выплат заработной платы муниципальным и региональным бюджетникам», – заявил заместитель председателя комитета Олег Смолин. «Это многоэтапный план ударов по городской и сельской интеллигенции страны».

6–7 ДЕКАБРЯ. «Проявления формализма, поспешность в принятии крупных решений о масштабных социально-экономических экспериментах по введению ЕГЭ и ГИФО» осудили участники VII Всероссийского съезда ректоров.
«ЕГЭ, по сути направленный на сближение высшего и общего образования, полностью всех проблем в этой сфере не решит», – сообщил ректорам президент В.Путин. И пообещал вернуть вузам налоговые льготы, ужесточить контроль за лицензированием негосударственных высших учебных заведений.
«Объективность ЕГЭ и его преимущества перед традиционной формой выпускных и вступительных испытаний – под вопросом», – подытожили ректоры.

10 ДЕКАБРЯ. «Внедрять широкомасштабно» – на парламентских слушаниях «Итоги второго года эксперимента по Единому экзамену» прозвучал официальный вывод Министерства образования.
«Решение о ЕГЭ нужно принимать в форме федерального закона – так будет демократичнее», – предложил председатель думского Комитета по образованию и науке А.Шишлов.
«В прошлом году «ЕГЭ доверяли» 50% россиян, а сейчас доверяют 61%, – отметил в официальном докладе ведомства заместитель министра В.Болотов. – В 2001 году в эксперименте участвовали 5 регионов, в 2002 году – 16, на будущий год планируется 48».
«Сегодня важно понять, что экспериментировать нужно не с одной моделью – нужно пробовать самые разные формы. Но только судьями должны выступать не люди, заинтересованные в определенных итогах эксперимента, а независимые эксперты», – заметил депутат И.Мельников…

19 ДЕКАБРЯ. Президент В.Путин предложил вернуть школы с муниципального уровня в ведение субъектов Федерации.
Соответствующий законопроект уже внесен в Думу. Согласно этому документу зарплату учителям предлагается платить из бюджетов регионов, а муниципалитетам оставить расходы на содержание школ.

23 ДЕКАБРЯ. «Создан специальный банк данных на всех неблагополучных детей», – заявила вице-премьер В.Матвиенко после встречи с президентом В.Путиным, где обсуждались проблемы беспризорных детей.
«Ведется активная работа с беспризорниками», – подчеркнула вице-премьер.
«Работу с беспризорными детьми нельзя ослаблять», – согласился президент.

24 ДЕКАБРЯ. «Субвенции из федерального бюджета на выплату зарплаты бюджетникам составили в 2002 году 50 миллиардов рублей», – сообщил на пресс-конференции заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов.
Для справки: задолженность по заработной плате на 1 января 2002 года составляла 1,6 млрд руб., на 1 декабря она составляет 1,4 млрд руб.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru