Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

КНИГА ИМЕН 
ИМЕНА ЭТОЙ СТРАНИЦЫ:
Франсуа ВАТЕЛЬ (1624–1671)
Людвиг ВИТГЕНШТЕЙН (1889–1951)
Александр Ефимович ИЗМАЙЛОВ (1779–1831)

Владимир ЦВЕТОВ

Честь как лучшая приправа на пиршестве жизни

О поваре, после которого остались не кулинарные рецепты, а легенда

Про этого человека точно известно, что его фамилия была Ватель и что он погиб утром 24 апреля 1671 г. во время приема, устроенного принцем Конде в честь Людовика XIV.
Известно еще, что причина смерти – свежая рыба. То есть ее отсутствие. Но и рыба могла быть лишь поводом.
Собственно, мрак, покрывающий это и многое другое, вплоть до точного имени и возраста Вателя, дал повод для создания мифа о нем и вороха беллетризованных биографий и пьес. По мотивам одной (пера интеллектуала Т.Стоппарда) сняли фильм, где человека-легенду сыграл Депардье.
Было б странно, если б не Депардье: для Франции Ватель примерно то же, что для России XX века Люсьен Оливье. Хотя создатель русского народного салата масштабом будет поскромнее. Но даже если Оливье и не сам придумал наше сакральное кушанье, то по крайней мере был знаменитым московским ресторатором. Имя Вателя стало нарицательным как синоним гениального кулинара и даже как символ профессиональной чести повара, при том что он не придумал и не приготовил ни одного блюда.
Между тем Вателя, «чья золотая голова способна была вместить заботу о целом государстве», еще при жизни признавали великим. Его искусством восхищались Корнель и Мольер, а Мазарини, Кольбер и Филипп Орлеанский брали Вателя «напрокат» у его первого знатного хозяина – министра Фуке.
Как сын крестьянина оказался дворецким (должность немалая) суперинтенданта финансов Франции – загадка для историков. Начав фантазировать, попадешь в романтические сети Дюма – Гюго: железные маски, внебрачные подкидыши и т.п.
Кстати, в «Виконте де Бражелоне» д’Артаньян говорит Арамису: «Настоящий король Франции не Людовик XIV, а Фуке». Адвокат Никола Фуке, вовремя купивший должность генпрокурора, в 1650-х неуклонно пробирался наверх, попутно прибирая к рукам вверенные ему госсредства. Сказать, что Фуке жил на широкую ногу, – значит ничего не сказать. В какой-то момент нога оказалась шире королевской – юрист зарвался.
Его арестовали за интриги и хищения (арестом руководил тот самый мл. лейтенант Шарль Батц-Кастельмор, известный широким кругам человечества как г-н д’Артаньян) в сентябре 1660-го, спустя месяц после звездного часа Вателя – праздника в Во, замке Фуке. Хозяина сего пра-Версаля – Луи XIV насмотрелся на масштабные подвиги подчиненного – хотели арестовать показательно: во время пышного действа, но воспротивилась королева-мать Анна Австрийская, духовник которой тоже был куплен Фуке.
О приеме в Во сохранились многочисленные свидетельства (в том числе поэтические). Описывая сей пир духа и плоти, галльский «дедушка Крылов» Лафонтен назвал баснословную цифру гостей – 6 тысяч. Нудные историки по реестру использованных тарелок и салфеток низвели количество до 600. Хотя дифирамбы (сомнительной искренности) были посвящены Фуке (уже бывшему «под колпаком»), все знали истинного героя праздника – его режиссера и дирижера Вателя. Он, попутно и Великий Завхоз, отвечал буквально за все: от подков для лошадей и качества пуфяков для принцесс без горошин до безупречности блюд, кои предстали перед гостями во время амгибю, антреме и пр. Кулинарно-зрелищные тонкости были его коньком: «Двенадцать глубоких блюд следует распределить по всей поверхности стола на равном расстоянии друг от друга, наподобие набора кеглей… в два угловых блюда по одной стороне стола – жареное мясо… в два другие – свежие фрукты… а другие блюда посередине будут: одно с паштетом из голубей, другое – с дынями, или с горячим фрикасе, или с четвертью маринованного теленка, или с жиго а-ля руаяль…»
После ареста Фуке Ватель почел за нужное скрыться за пределы Франции – уйти от неблагодарной необходимости давать показания насчет радостей хозяина за госсчет. Спустя несколько лет скитаний (тоже темных для историков) сей гений хоззатейничества явился в том же качестве – управляющего делами VIP’ов – теперь уже при принце Конде, талантливом полководце и бездарном дипломате, в свое время переметнувшемся на сторону Фронды.
Король-Солнце отпустил родственнику часть грехов, дав шанс победоносно повоевать во славу короны, но час для окончательной реабилитации пробил лишь в 1671-м, когда Людовик намекнул, что готов простить все. За две недели до 23 апреля стало известно, что Его Величество удостоит принца трехдневным посещением в его имении Шантильи.
Гибель Вателя нельзя назвать неожиданной. События двух безумных недель, предшествовавших ей, характерны для всех времен и народов, покуда пребудут власти предержащие, а также те, кто зависит от их расположения, и те «крайние», кто обслуживает последних. Только не стоит впадать в эгалите-либерте и обвинять абсолютизм, сгубивший самородка из народа. (Чего не избежали авторы фильма, изысканного по части воссоздания пестрого сора эпохи, где среди «предреволюционных» штришков а-ля Гюго и амурных а-ля Шодерло де Лакло Ватель чуть ли не открыто хамит Людовику.)
От дворецкого зависело, как всегда, ВСЕ: обеспечить четыре трапезы на 25 столов с пятью переменами блюд и «развлекательную программу», а еще – разместить короля, придворных, экипажи, дополнительный персонал в совсем не предназначенном для приема двух с лишним тысяч (!) человек Шантильи (под спальни знати спешно переоборудовали даже сараи).
Он успел сделать это ВСЕ. Но. Вечером 23-го не хватило жаркого на 25-й, самый последний по значимости, стол. Тем не менее Ватель, не спавший 12 ночей, сказал: «Я обесчещен, это позор, этого я не перенесу».
После ужина сытые гости наблюдали действо с фейерверками. Но. Огни были несколько обесцвечены глянувшей из-за облаков «лучезарной подругой», чье полное лицо не предвидел главреж светомистерии. Второй удар.
Третий – пришелся на раннее утро пятницы 24-го, когда Ватель обнаружил, что не привезли свежей рыбы. В постный день! (Соблюдали!) Этого его нервы не вынесли. Итог – несколько ударов шпагой в сердце.
Ирония небес – рыба стала поступать тут же, телегами: мудрый хозяйственник, Ватель загодя послал заказы сразу в несколько портов. (Во времена изощреннейших гастрономических чудес, фейерверков и фонтанов, бивших из чаш на столе, «не задевая одеяний гостей», не додумались до хранения рыбы на льду.)
Но праздник – must go on, и он продолжился, несмотря на ужас Конде и легкую панику челяди. Расстроен был и Людовик, знавший о талантах Вателя: «Король клялся, что более не потерпит подобных излишеств». Видимо, самоубийство дворецкого сыграло не последнюю роль в возвращении Конде ко двору: раз уж верный слуга так высоко ставил честь, что говорить о хозяине…
В эпоху расцвета классицизма «честь» была не просто словесным гарниром к официозной морали. Она много значила. Не только для дворян. Но и ее тогдашние певцы Корнель и Расин, и велеречивые хроникеры обошли молчанием гибель Вателя, ставшую лишь темой эпистолярных пересудов: «…его превозносили; его отвагу превозносили и проклинали».
Миф сложился столетиями позже, когда появились поэмы и пьесы о Вателе, вышли его подложные мемуары и приписанные ему любовные романы, не говоря уж о книгах рецептов «от Вателя». И хотя профессиональные повара были сдержанны в отношении сего поступка, великий кухмистер XIX в. Антонен Карем сказал: «Французский повар движим в своем труде чувством чести, неотделимым от кулинарного искусства: тому примером смерть великого Вателя».
Пожалуй, главное, что осталось после «классицистски-образцовой» кончины невольника столовой чести, – грациозно-философская поэзия пиршеств тех времен: «Еда бесконечно более прекрасна вечером, в свете факелов, нежели днем, и даже более вкусна, словно дела на время забыты и число обездоленных на свете не так уж велико, и кажется, что пища естественным образом предназначена дарить нам самые сладостные удовольствия…»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru