Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Первая тетрадь. Политика образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Комментировал Марк КУКУШКИН,
ведущий тренер-консультант компании “Бест-тренинг”
Москва

Сможет ли школа учить профессионализму?

В США, Великобритании и Германии термин “компетентность” пришел в образование из исследований, посвященных психологии труда. Общественная дискуссия, в которой участвовали родители, практикующие учителя, представители высшей школы, индустрии и бизнеса, привела к идее компетентностно-ориентированного обучения. К сожалению, в нашей стране общество пока не готово четко сформулировать заказ школе. Поэтому возник парадокс: вектор развития школы и вектор развития структур, занимающихся подготовкой персонала для российских фирм и компаний, однонаправлены, но автономны по отношению друг к другу. Возможен ли диалог?

В последние несколько лет бизнес-сфера на территории России переживает настоящий бум: предпринимаются многочисленные попытки разработать и оценить системы компетенций (компетентностей) для специалистов компаний. Это важно потому, что общеделовые и профессиональные навыки, способности определяют поведение работника с клиентами и коллегами, его личный успех и успех всего предприятия. Компетентности как бы связывают знания и ценности человека с определенным поведением. Они соответствуют уровню “как делать”. Без ответа на вопрос “как?” знание того, “что нужно делать” и даже “почему нужно”, теряет смысл. Отдельные компетентности (например, способность творчески мыслить или продуктивно общаться) применимы в самых разных ситуациях и контекстах. Особенность компетентностей также в том, что они требуют “произвольного доступа”: человек в любой момент способен использовать компетентности, необходимые для решения его задач.
Работая тренерами-консультантами с сотрудниками бизнес-организаций, я и мои коллеги часто наталкиваемся на те дефициты («компетентностные дыры», лакуны) в работе профессионалов, появление которых коренится глубоко в прошлом. Страх и отсутствие навыков публичного выступления, неспособность к совместной работе в группе и все это на фоне хорошего уровня общетеоретической подготовки специалиста – типичная картина для менеджера среднего уровня в российской компании.
Казалось бы, имея в виду описанную ситуацию, надо определить компетентности, необходимые большинству взрослых людей (так называемые ключевые компетентности), и поручить их формирование школе. Но этот ход способен породить свои трудности.
Во-первых, сложно однозначно выделить компетентности для всех. В общем образовании не может быть такой конкретики, как в бизнесе или на производстве: этому специалисту для успеха на этом рабочем месте необходимо то-то и то-то. Неизбежно мы получим некий условный список, про который трудно будет сказать, недостаточный он или избыточный, тем более для конкретного человека.
Во-вторых, умения и способности человека можно описать на различных уровнях сложности, и тогда окажется, что некоторые компетентности состоят из других, более простых. Например, создание мысленного образа – более простая способность по сравнению с сочинением рассказа. Компетентность лидера включает множество навыков-компетентностей, связанных с эффективным общением, возможностью влиять на других людей, решением проблем, системным мышлением. Учителю, чтобы эффективно построить компетентностно-ориентированное обучение конкретного ребенка или группы, нужно иметь возможность определить, на каких уровнях и элементах сосредоточить внимание. Значит, они должны быть кем-то определены и где-то прописаны. Это отдельная большая работа.
Наконец, интересно, сможет ли школа прислушаться к опыту обучения специалистов в зарубежных и отечественных организациях, подобных нашей? Ведь здесь основная форма обучения предполагает реальные примеры, показ изучаемого навыка или действия. Таким способом можно получить наиболее достоверную информацию о том, что изучается, и создать наилучшие условия для запоминания самых практичных приемов (точно так же художник предпочитает работать с живым натурщиком, а не со словесным описанием). Готов ли учитель к демонстрации компетентностей в действии?
Таким образом, попытка приложить компетентностно-ориентированный подход к обучению в отечественной школе ставит много новых вопросов. Хочется верить, что, сохранив практическую направленность и методический потенциал данного подхода, мы поможем превращению мальков-школьников в настоящих акул бизнеса.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru