Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №88/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
Александр АДАМСКИЙ

Школа – это вам не учреждение!

Министерство экономического развития предлагает для школ новый статус: государственных муниципальных некоммерческих организаций

Все привыкли, что школу называют образовательным учреждением. Для жизни, в которой высший статус любого дела – государственный, учреждение – это прежде всего форма законной, легальной деятельности.
В учреждении работают чиновники, к ним приходят посетители. Здесь все должно быть строго по регламенту. По стандарту. Поэтому в школе чиновники и пытаются ввести образовательный стандарт.
Но школа – институт культуры, и развиваться в рамках учреждения она не может.
Или может – но как часть эффективной машины штамповки граждан по заказу государства.
Учись хорошо – будешь нужным государству. Окажешься ненужным и бесполезным – берегись!
Вот и вся педагогика.
И если измерять эффективность нашей системы образования по таким критериям, школа стала работать хуже.
У нее вдруг стали появляться свои цели, дисциплинированные солдаты начали обсуждать приказы начальства и даже отказываться их выполнять.
И... началось.
Патриотизму, одному на всех, не учат.
Общим правилам поведения не учат.
Пушкина, единого для всех, забыли.
Скоро дело дойдет до того, что закон Ома знать не будут.
Ну что это за школа? Чему учит?

…Накануне третьего года третьего тысячелетия школа вступает в новую фазу развития.
Образование постепенно становится проектной моделью будущих отношений в обществе.
Самое примечательное в этой трансформации то, что энергия изменения школы поступает из других, совсем даже не образовательных источников.

Что же происходит?
Инициативу в деле преобразования школы перехватили «смежники». Те, кто занимается не столько образованием, сколько экономикой, здравоохранением.
Вот заявление первого заместителя министра экономического развития и торговли РФ Михаила Дмитриева. Это ведомство завершает подготовку законопроекта о реорганизации государственных учреждений. По словам М.Дмитриева, предусматривается создание нового типа организаций – государственных муниципальных некоммерческих организаций.
– Данные хозяйствующие субъекты должны вытеснить учреждения как организационно-правовую форму, – сказал заместитель министра. – Законопроект в первую очередь затронет предприятия образования, здравоохранения и культуры.
При каждой такой структуре планируется создание попечительского совета с участием представителей гражданского общества. По словам разработчиков, вступление закона в силу должно создать равные возможности доступа к бюджетному финансированию по принципу “деньги следуют за потребителем”. Отказ от практики сметного финансирования повысит конкурентоспособность таких предприятий, убежден представитель Минэкономразвития. Отметим, что таким образом финансирование нынешних госучреждений станет нормативным. Например, школы будут получать средства от государства строго по количеству учащихся, а сам бюджет школы будет утверждаться тем же попечительским советом. Законопроект скоро будет согласован с заинтересованными ведомствами и внесен в правительство, надеется Михаил Дмитриев.
Министерство экономики и развития предлагает этот законопроект, не прикрываясь формулами «проведем эксперимент», «вынесем на обсуждение регионов» и так далее.
Есть вещи, в которых власть должна взять ответственность на себя.
Мы не раз обсуждали на страницах нашей газеты возможность утверждения попечительским советом бюджета и образовательной программы школы. Но дело не в том, что такое решение надо приветствовать, – его надо эффективно выполнять.
Отмена учрежденческого характера устройства школы означает, что ведомственное управление должно уступить место гражданскому.
При этом понятно, что переворот в школьной жизни после такого коренного изменения произойдет гораздо быстрее и эффективнее, чем все предшествующие ведомственные попытки изменить школу. И этот переворот инициирован вовсе не образовательными кругами. Так?
Наверное, нет. Потому что отказ от школы как учреждения – это из области образовательной политики как общественной педагогики.

Все знают, что концепцию отраслевой системы оплаты труда в правительство внесло не Министерство образования, а Министерство труда. И хотя эта концепция вызывает массовое неодобрение, тем не менее необходимость грядущей отмены ЕТС не вызывает сомнений.
На пресс-конференции 19 декабря президент В.Путин снова отвечал на вопрос о школьных перегрузках. Примечательно, что среди основных механизмов борьбы с перегрузкой президент ни разу не назвал государственный образовательный стандарт. Только изменение системы оплаты труда учителя.

А вот еще одно изменение – без всяких экспериментов: Госсанэпиднадзором утверждены новые гигиенические требования к условиям обучения в российских школах.
Первоклассники должны отдыхать в субботу и воскресенье. Кроме того, за ними закреплено право на обучение только в первую смену, облегченный учебный день в середине недели, короткие уроки – не более 35 минут (сейчас в ряде школ первоклассники еще корпят над тетрадками по 40 минут), дополнительные каникулы, трехразовое питание и дневной сон в группах продленного дня.
Во вторых–четвертых классах дети станут сидеть за партой не более 22 часов (при пятидневной неделе) и 25 часов (при шестидневке). С переходом в каждый последующий класс нагрузка увеличивается на 1—2 часа в неделю и для выпускников составит 36 (шестидневка) и 33 (пятидневка) часов в неделю. На подготовку домашних заданий согласно санитарным нормам школьники также не должны тратить слишком много времени: в
1 классе (со второго полугодия) не более часа, во 2-м – полтора часа, в 3–4-м – 2 часа, в 5–6-м – 2,5 часа, в 7–8-м – 3 часа, в 9–11-м – 4 часа.
Начинать занятия разрешается не раньше 8 часов утра. Пик работоспособности школьников приходится на временной интервал с 10 до 12 часов дня. Поэтому расписание уроков нужно составлять таким образом, чтобы в начале и конце учебного дня, а также в начале и конце недели были поставлены “легкие” уроки. К таким относятся пение, рисование, черчение, труд и физкультура. Самыми сложными санитарные врачи считают математику, иностранный язык, физику и химию. За ними следуют история, родной язык и литература и естествознание. Продолжительность короткой перемены должна быть не меньше 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го урока) – 30 минут.

…И правительство, и общество уже не ждут от ведомства каких-то существенных мер по развитию школы. Инициативу перехватили те, кто выдвигает более жизненные основания развития школы.
Либо мы перейдем к образовательной политике как общественной педагогике и сами станем строить отношения с государством в сфере образования, либо перемены пройдут мимо нас. Или обернутся против школы.
Выбирайте.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru