Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ

О чем учителя не спрашивают родителей...

На сайте «Inter-педагогика» участники форума продолжают обсуждать школьную программу.
И предлагают добавить в нее новые предметы

Нужны ли домашние задания? Чем их можно заменить?

Мама Маша. Считаю, что не нужны. Особенно в старших классах. Надо чтобы не задания были, а какой-то проект, над которым ученик будет работать. И уж во всяком случае в том объеме, в котором они есть, – точно не нужны. Они же смысла в этих заданиях не видят, списывают, шпоры делают или вообще за деньги продают.
Ирина. Дети обязательно должны делать домашнее задание. Но если половина класса не может его сделать, то, мне кажется, виноват учитель. Нельзя ориентироваться на то, что пять лучших учеников все поняли, это совсем не значит, что учитель хорошо объяснил.
Катя. Нужны. Но только для закрепления материала. Остальные – творческие и по интересам. В начальной школе искусство учителя, высший пилотаж в том, чтобы все основное делать в классе, а на дом – минимум.

Какая помощь нужна родителям от школы? Нужны ли дополнительные занятия для неуспевающих детей?

Мама Маша. Мне нужна помощь вот какого рода. Я хочу знать, какие учебные пособия выходят, какие журналы я могу выписать, на какие выставки сходить. Еще хотелось бы, чтобы учителя объясняли, что и как происходит с моим ребенком. Сейчас, к сожалению, говорят только о плохом, а хорошего не дождаться.
Но могут ли учителя что-то советовать родителям, если они и сами не имеют возможности выписывать эти журналы и следить за новинками? На ту зарплату, которая у них есть, книжек не купишь.
Катя. Дополнительные занятия для неуспевающих нужны несомненно. Весь вопрос только в том, кто и как их будет проводить. Вроде бы должен учитель, который ведет этот класс. Но на самом деле эффективнее получается пригласить учителя “со стороны”. Денег придется заплатить больше, зато проблем – меньше.
Наташа. Обучение – процесс активный, а не пассивный. Нельзя кого-то чему-то научить, если человек учиться не хочет. Так вот, “помощь” учителей, вернее, прямая обязанность – не убивать своим равнодушием желание детей учиться, а заинтересовывать их познанием нового вообще и своим предметом в частности.

Ваши пожелания Министерству образования?

Ирина. Разобраться с финансовыми вопросами. Восстановить престиж учителя.
Ирина Хоменко. А как, на ваш взгляд, можно поднять престиж учительской профессии?
Наташа. Я думала-думала, но так и не знаю, как поднять престиж учителей в моих, например, глазах. Потому что половина встреченных мною учителей живут по принципу: “Есть два мнения: одно мое, другое неправильное”. И все-таки... Вот что можно сделать для повышения престижа учителей:
1. Повысить зарплату всем. Мотивировать (в первую очередь материально) учителей, чьи дети, например, выигрывают олимпиады.
2. Понизить возраст выхода на пенсию, как для работников вредного производства.
3. Дать возможность учиться дополнительно – финансировать курсы повышения квалификации. А главное, примирить их с мыслью, что даже педагогам с 30-летним стажем (вернее, им в первую очередь) нужно постоянно чему-то учиться.
4. Провести рекламную акцию по повышению престижа этой профессии.
5. “Разбавить” женские коллективы учителей мужчинами.
6. Повысить планку при поступлении в педагогические вузы.
Ирина Хоменко. Разберем по пунктам.
1. Поощрения учителям, чьи дети победили в олимпиадах. Хм.. А если таких учителей у ребенка было несколько? Здесь можно, наверное, говорить только о тех случаях, когда учитель являлся непосредственным со-участником “олимпиадной” подготовки.
2. Пенсия пораньше – согласна. Работа вредная, и от усталых учителей толку в школе мало.
3. Вообще-то система повышения квалификации существует... Другое дело, что ее база сильно нуждается в реанимации.
4. Рекламную акцию провести можно, только что рекламировать будем?:) Сейчас достоинств этой работы почти нет.
5. Привлечь мужчин в школу можно только хорошей зарплатой. Им же семью кормить нужно...
6. В вузы я бы не повышала планку, а сделала бы иной принцип отбора студентов... Спасибо за ваши предложения!
G. K. Прежде всего не делать кардинальных реформ и не копировать чужие схемы! И самое главное – не вводить 12-летнее обучение!
Ирина Хоменко. Почему вы против 12-летки? По мнению некоторых специалистов, 12-летка призвана разгрузить детей, сделать занятия более осмысленными.
Lana. Но на деле-то опять получится, что невозможно разгрузить детей, снизить ставки учителей, ведь это уменьшит их зарплату. И ничего хорошего может и не получиться.
Ирина Хоменко. Насколько я знаю, специалисты сейчас никак не могут определить, что первично: то ли нужно сначала разработать содержание образования и плясать от него (сколько времени нужно на его освоение), либо, наоборот, определить сроки обучения и подумать, сколько в них можно “впихнуть” содержания, чтоб дети здоровыми остались...
G. K. Если брать за первичное сроки обучения, то их, несомненно, надо увязывать со средней продолжительностью жизни. Это чисто экономический вывод. Поскольку она не увеличилась, то и увеличивать продолжительность обучения нельзя.
Наташа. Странно, я одна, что ли, считаю, что нужно начинать не с содержания и сроков, а с целей?! И содержание, и сроки – это вторично, самое главное, что вы хотите получить на выходе. Каким должен быть человек, вышедший из школы?
Ирина Хоменко. Цель – получить “продукт”, адаптированный к обществу и умеющий реализовать себя.
Не хочу отвечать за идеи, выдвигаемые другими людьми, однако цель образования как бы даже не обсуждается ввиду ее очевидности. Просто каждый вкладывает свое понимание в то, что такое “успешный” или “состоявшийся” человек. Почему и интересно было бы услышать ваши мнения о том, как это себе представляете вы. Думаю, разработчикам стандарта это пригодится. Итак, цель образования – это?..
Наташа. Ответов будет два: как я вижу сегодняшнее школьное образование и что бы я хотела видеть.
1. Современная система образования – это система подавления личности и производство винтиков для государства или корпораций.
В содержание образования не входят необходимые для самостоятельной жизни и личной инициативности знания.
Что делает почти любой человек после школы? Поступает в вуз или техникум, там учится, потом находит интересную работу (или неинтересную), влюбляется, женится, рожает детей, потом их растит и воспитывает, в течение всего этого времени продолжает работать, двигается, ест, пьет, читает, пишет, слушает музыку, смотрит кино, ходит в театры и на выставки, болеет, стареет, лечится, умирает. В течение всего этого времени он общается с окружающими – друзьями, родителями, семьей, строит свои с ними отношения. Что же дает школа вступающему в жизнь?..
На вопрос, учит ли школа учиться, у меня опять отрицательный ответ. Вся современная система образования изначально не предполагает овладения техниками эффективного запоминания и увеличения кпд работы мозга. Кого знакомили в школе хотя бы с принципами работы памяти? А ведь уже само понимание, как устроена память, что она любит, а чего не приемлет, позволяет избежать многих ошибок при обращении с нею.
Далее. Работа.
До перестройки можно было не искать работу самому. Государство «распределяло» молодых специалистов. С тех пор прошло лет 20. Жизнь кардинально изменилась. Что знает бывший школьник о поиске работы, о способах устроиться на работу в какую-то фирму или завести свое дело?
Кто учит школьников работать? Кто учит распределять свое время и силы? Кто учит особенностям работы в большом и малом коллективах? В женском, мужском и смешанном? Разнице работы в российской и в иностранной компании?
Что там дальше? Свадьба, семейная жизнь. Та еще песня. Только теперь молодые люди учатся уступать, договариваться, уважать друг друга, принимать такими, какие мы есть, с достоинствами и недостатками. Ну, все учатся или нет, не мне вам говорить. Сколько там по последней статистике разводов в стране? По-моему, каждый третий брак.
Далее. Секс. Дети. Вечное табу в школе.
Объясните мне, почему ребенку знать формулу взятия интеграла можно и нужно, а откуда берутся дети – нельзя?
Секс. Ну-ну. Закидайте меня камнями. А потом сходите узнайте в поликлинике о статистике сексуальных расстройств, неудовлетворенности, бесплодии из-за юношеских простуд и абортов…
Вам не кажется странным, что всякие пестики и тычинки в школе проходят три года. А о человеке – самом сложном организме, с которым каждому выпускнику придется встречаться тысячи раз в день, с которым придется жить бок о бок долгие годы, так вот, об этом человеке всего несколько глав в учебнике биологии… Вы считаете это правильным? Я – нет.
Далее. Искусство и литература. За всех не скажу. Может, мне не повезло с учителем, но у меня стойкое отвращение ко всем литературным произведениям, «данным» нам в школе.
Что там осталось? Болезни? От чего они? «Все болезни – от нервов, кроме тех, что от удовольствий». Я еще раз повторюсь. Непосвященность среднего человека в собственную психологию, в то, что творится в его голове, в то, как работает нервная система, ведет за собой огромное количество проблем.
И вот человек постарел. Если он оглянется назад, что дала ему школа для жизни, забрав 10 лучших лет? Умение читать, считать, писать и выполнять приказания?..
2. Мой вариант, какой должна быть цель школьного образования, что должен уметь ученик, выходя из школы: он должен уметь думать предметно и системно; он должен критично относиться к чужим мнениям, не коллекционировать чужие ответы (чему учит сегодняшняя система образования), а искать новые вопросы; он должен уметь анализировать и синтезировать факты; он должен иметь понятие о работе своего тела и уметь пользоваться его резервами; он должен иметь понятие о работе своего мозга и уметь пользоваться его резервами; он должен иметь понятие о психологии человека и уметь применить эти знания в быту; он должен уметь вычленить проблему, наметить пути ее решения, ставить себе задачу и идти к ее решению.
Средний ребенок, не испорченный школой и садиком, может научиться этому лет за пять...
Ирина Хоменко. Все правильно. Но значит ли это, что все эти умения должна формировать ТОЛЬКО школа?
Наташа. Нет, конечно, не только. Еще и родители. Хотя я не вижу ничего такого, с чем бы школа не могла справиться при соответствующем подходе к обучению. Все дело в том, что школа никогда не преследовала этих целей. Что же касается родителей, то как они смогут научить ребенка тому, чего сами не умеют?
Наташа. Хм. А давайте попробуем разделить, для чего существует Школа, а для чего Родители?
Ирина Хоменко. Давайте! Но это – тема следующего Педсовета!

Автор сайта – Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики
РГПУ им.Герцена, Санкт-Петербург

Наш адрес: www.inter-pedagogika.ru

Начало в “ПС” №80 от 19.11.02,
№ 84 от 03.12.02
Окончание следует


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru