Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПОДНОЖКА НА СТАРТЕ

Профильная школа: не выбор, а отбор?

Несмотря на возражения специалистов, Министерство образования отстаивает конкурсный принцип поступления в старшие классы профильной школы

Добровольцы по приказу

На днях состоялось очередное селекторное совещание, организованное Министерством образования. Темой обсуждения стала профильная школа.
По свидетельству представителей регионов, по профильным программам уже сегодня обучаются около 30% старшеклассников. И все чаще возникает вопрос о добровольности или обязательности профильного обучения для учеников и учителей.
Первый заместитель министра образования Виктор Болотов заверил присутствовавших, что введение профильной школы – поэтапный процесс, который не предполагает ни спешки, ни коренной ломки сложившихся традиций. В Министерстве допускают, что и через пять, а то и десять лет профильное обучение будет введено не везде. И в любом случае за школой остается право реализации универсального базисного учебного плана.
Но ведь в Концепции профильного обучения сказано: решение об организации профильного обучения в конкретной школе принимают ее учредители, то есть органы управления образованием!
В.Болотов ответил, что, по его мнению, введению профильного обучения должно предшествовать обсуждение с участием трех заинтересованных сторон: родителей, администрации школы и учителей.
Но окончательное решение все равно остается за учредителем. И отнюдь не все это одобряют. Например, недавно среди директоров школ Новгородской области проводился опрос. И большинство высказались за то, чтобы решение о введении профильного обучения принимал не учредитель, а совет школы.
Какие тарелки нужны селу?

В связи с тем, что профильное обучение по-прежнему может быть введено в школе директивой сверху, самыми неясными остаются перспективы его развития на селе. Конечно, и в райцентрах открываются гимназии и лицеи, многие сельские школы успешно сотрудничают с вузами.
Но как быть с сельскими малокомплектными школами?
Министерство образования возлагает надежды на проведение Интернета в деревни с помощью спутниковых тарелок – установка оборудования начнется в январе.
Эти проекты сегодня ничего, кроме раздражения, не вызывают. Журналистка из Смоленска заявила, что сельские школы нуждаются не в интернет-тарелках, а в самых обычных, общепитовских и что подобные проекты свидетельствуют лишь о неосведомленности образовательного ведомства об истинном положении дел в глубинке и о стремлении все тяготы реформ переложить на плечи учителей и “голых и босых” местных бюджетов.
Другая известная идея: организация профильного обучения на базе других образовательных учреждений – в соседней школе или в ПТУ, вузе, колледже – уже проверяется на практике. Но первый опыт Красноярского края, по признанию начальника главного управления образования Владимира Шишмарева, показал несоответствие действующей нормативной базы новым задачам.
Здесь требуется решать проблему межбюджетных отношений, и с этой целью будет создана специальная рабочая группа при министерстве.

Концепцию доработали

По отзывам специалистов, прозвучавшим на совещании, окончательный вариант Концепции профильного обучения более приемлем, чем первоначальный.
Действительно, некоторые пункты, например набор профилей и эклективных курсов, теперь носят рекомендательный характер, что оставляет школам простор для инициативы.
В тексте новой Концепции отсутствуют всполошившие педагогическое сообщество «революционные» идеи – например, «малые ЕГЭ» (форма итоговой аттестации выпускников 9 классов) для желающих обучаться на старшей ступени. Тем не менее тезис о необходимости “рационального и прозрачного” конкурсного отбора этой категории учащихся сохранился и в нынешнем документе.
Поэтому специалисты на местах выражают тревогу. Так, по мнению Марии Гончар, сотрудника главного управления образования Калининградской области, даже самые прозрачные процедуры отбора противоречат принципу доступности образования: “Непонятно, почему успешно учащимся мы должны предоставить хорошую школу и хороших учителей, а менее обучаемым – образование второго сорта”.
Но Министерство образования настаивает: конкурс есть и будет, проблема в том, каким образом его проводить.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru