Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Почтовые истории

На улице Ленина, дом № 43, стоит довольно странное строение в смешанном стиле. Здесь и колонны, и скульптуры, и балкончики, и надписи, выполненные прямо на фасаде (этакий привет конструктивизму). Оно было построено в 1950–1951 годы и получило название Дом связи. Впрочем, история орловской почты колоритна не меньше.

В девятнадцатом веке почта ассоциировалась в первую очередь с конной повозкой. Разумеется, в городе было немало подобных повозок – извозчичьих в первую очередь. Орловские извозчики не вдохновляли. Некто В.А.Друцкой-Соколинский писал: “Все они были владельцами старых потрепанных пролеток без верха, все винтики и гайки которых звенели при каждом движении экипажа. Худые старые лошади плелись ленивой рысцой. Возница почему-то сидел всегда боком на своих козлах, держа в одной руке кнут, а в другой обе вожжи, которыми немилосердно и ежесекундно дергал свою клячу. Его когда-то синий, а от солнца совершенно серый армяк имел на верху спины единственное украшение – цинковую четырехугольную бляху с его номером… Весь выезд был удивительно убог и невероятно ветх”.
Правда, и в извозчичьем быту была своя романтика. Герой бунинской “Жизни Арсеньева” распространялся по этому поводу: “На Московской я заходил в извозчичью чайную, сидел в ее говоре, тесноте и парном тепле, смотрел на мясистые, алые лица, на рыжие бороды, на ржавый шелушащийся поднос, на котором стояли передо мной два белых чайника с мокрыми веревочками, привязанными к их крышечкам и ручкам”.
Но простого обывателя такая сторона жизни извозчиков не слишком волновала.
Не меньшие, а то и большие проблемы составляли “междугородные” извозчики, то есть те, которые базировались на почтовых станциях. Николай Гоголь писал Данилевскому: “Добрался я до Орла благополучно. Но здесь, к величайшему моему изумлению, дилижанса я не нашел. Они уничтожены. Как жалею теперь, что я не взял из дому человека. Уж хотел отправляться один на так называемых вольных и на перекладных, но раздумал, вспомнив хворость свою и недостаточную храбрость, и решился нахальным образом взять у тебя человека, а у добрейшего Александра Михайловича бричку до Москвы”.
Впрочем у наших высокопоставленных сограждан не было таких проблем. Тот же Гоголь изумлялся: “Я постараюсь известить публику, что “Инвалид” в фельетоне заключает интересные сведения. Мы в Калуге… ежедневно читали эту интересную газету и вычитали раз, что прапорщик Штанов приехал из Москвы в Калугу, через три дня узнали, что он поехал в Орел. Из Орла он объехал наш город и поехал прямо в Москву. Из Москвы в дилижансе в столичный город Санкт-Петербург. Так было напечатано слово в слово в фельетоне “Инвалида”. Оттуда прямо в Москву, а из Москвы в Калугу, а из Калуги в Орел. Мы рассчитали, что прапорщик Штанов провел на большой дороге отпускные двадцать один день. А зачем он делал эти крюки, это неизвестно и осталось государственной тайной”.
Впрочем, уже спустя два года после неожиданного происшествия, случившегося с Гоголем, ситуация была исправлена. 1 июня 1850 года было наконец открыто регулярное сообщение с Первопрестольной столицей. Более того, цены были фиксированными, и городской почтмейстер извещал о них: “Цены от Орла до Тулы и Москвы, равно от Мценска до Орла следующие:
до Тулы: внутри кареты – 7 рублей серебром, снаружи – 5 рублей серебром,
до Москвы: внутри кареты – 14 рублей серебром, снаружи – 10 рублей серебром,
от Мценска до Орла: внутри кареты – 2 рубля серебром, снаружи – 1,5 рубля.
За поклажу вещей, сверх дозволенных каждому пассажиру бесплатно 20 фунтов, взыскивается по 5 копеек серебром за каждый фунт. Желающие записаться в означенные места могут явиться для сего к Орловскому губернскому почтмейстеру”.
Хромала дисциплина и у почтальонов. Начальник Орловского почтово-телеграфного округа П.М.Страхов доносил до своих подчиненных результаты высокой ревизии, проведенной генерал-лейтенантом генштаба Петровым: “Его превосходительство обратил внимание на то, что почтово-телеграфные чины, при объяснениях с начальствующими лицами, позволяют себе нетерпимые вольности, так, например: стоят не прямо, а опираются руками на стол или стул, засовывают руки в карманы брюк, закидывают их назад и т.п., что свидетельствует о расшатанности дисциплины и об отсутствии уважения низших чинов к старшим, каковой беспорядок исподволь внедрился в привычки только потому, что начальники учреждений своевременно не обращали на это внимания и не замечали чинам неприличных поз при представлениях и объяснениях”.
Впрочем, “неприличные позы” почтальонов Орла были только цветочками. Судя по соответствующим документам, здесь служили не одни лишь бравые ребята. Вот, например, характеристика, данная почтальону Скворцову: “Постоянно ведет нетрезвую жизнь и без дозволения начальства отлучается от должности неизвестно куда и не является на службу по нескольку дней… кроме того, почтальон этот так ведет себя по службе, что ему невозможно ни в чем доверить”.
Не лучше был его коллега Афанасий Дьяков: “Афанасий Дьяков ведет жизнь нетрезвую и всегда почти является на службу в пьяном виде, кроме того, следуя с почтой, он прибыл в Болхов в таком виде, почему он тамошним почтмейстером не мог быть отправлен далее”.
Но не только увлечение спиртным было бедой орловских почтальонов. Вот, например, аттестация господина Меркулова: “...преклонных лет, глух и весьма слаб здоровьем, отчего не может с пользою нести почтовую службу”. Но и в этом случае не обошлось без традиционных претензий: “Да также Меркулов является иногда на службу в нетрезвом виде”.
Естественно, что за подобные геройства почтальонов увольняли. Но на их место заступали верные последователи сего благого начинания.
А в 1881 году в жизни орловских связных появилось принципиальное новшество. “Орловский вестник” сообщал: “У нас в Орле недавно сделана попытка введения телефона. Квартира полицмейстера соединена с полицейским управлением телефоном, действующим пока вполне исправно”.
Прогресс неотвратимо наступал. Новые средства требовали новой дисциплины.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru