Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ

“Дворянское гнездо”

История с Тургеневым, пожалуй, уникальная. Детство его прошло в имении Спасское-Лутовиново, взрослая жизнь – в Санкт-Петербурге, за границей, умер он во Франции. Однако самым знаменитым жителем Орла считается как раз Тургенев, биография которого была не слишком чтобы плотно связана с городом на речке Орлик.

В девятнадцатом столетии одной из самых примечательных орловских дам считалась Варвара Петровна Тургенева, матушка Ивана Сергеевича. Она славилась в первую очередь чудачествами, и притом весьма жестокими. Имела место, например, такая вот история.
Однажды на Святое Воскресение в ее деревне начался традиционный колокольный звон. Барыня в этот день была не в духе. Она призвала свою горничную Агашку и спросила:
– Что это за звон?
– Праздник, Святая неделя, – сказала Агашка.
– Святая неделя! Праздник! Какой? – закричала Варвара Петровна. – У меня бы спросили, какая у меня на душе Святая неделя. Я больно огорчена, колокола меня беспокоят, сейчас же велеть перестать! Для меня нет Святой недели, и для всех, живущих у меня, она быть не должна. Сказать священнику, что я больна, что колоколов слышать не могу.
В другой раз, когда барыне досаждали мухи, она распорядилась изготовить носилки со стеклянным колпаком, и в тех носилках Варвару Петровну понесли на прогулку. Но эта затея имела исход неожиданный. Один из крестьян принял барыню за святыню (таким образом носили чудотворные иконы), встал перед ней на колени, истово перекрестился и положил перед Тургеневой какую-то монетку. Барыне такое не понравилось, и колпак с носилками вышвырнули на помойку.
Именно со злодейки Варвары Петровны была списана главная героиня самого известного произведения Тургенева – повести “Муму”. У нее в действительности жил огромный немой дворник. Правда, его звали не Герасим, а Андрей. Одна из обитательниц тургеневского дома вспоминала: “Замечательно огромное, но совершенно пропорциональное с его гигантским ростом лицо Андрея всегда сияло добродушной улыбкой. Сила его была необыкновенная, а руки так велики, что, когда ему случалось меня брать на руки, я чувствовала себя как в экипаже… Варвара Петровна щеголяла своим дворником-гигантом. Одет он был всегда прекрасно и, кроме красных кумачовых рубашек, никаких не носил и не любил... В Москве зеленая блестящая бочка и красивая серая в яблоках заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада. Там все признавали тургеневского немого, приветливо его встречали и объяснялись с ним знаками”.
Та же мемуаристка писала: “Да! Надо было иметь ту любовь и то участие к крепостному люду, которые имел наш незабвенный Иван Сергеевич, чтобы дорываться так до чувства и до внутреннего мира нашего простолюдина. Узнал же он, что Немой скучал и плакал, а мы все даже внимания не обратили... И только прочитав “Муму”, расспросила я очевидцев и узнала, что он действительно сначала сильно грустил”.
А Голсуорси написал об этой повести: “Никогда не было в области искусства более потрясающего протеста против жестокой тирании”.
Не так уж много своей прозы посвящал Иван Сергеевич Орлу. Зато здесь происходит действие одного из известнейших тургеневских романов – “Дворянского гнезда” (а впрочем, город Орел здесь зашифрован, так сказать, инициалом). Роман начинается такими словами: “Вечерний, светлый день клонился к вечеру; небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе и, казалось, не плыли мимо, а уходили в самую глубь лазури.
Перед раскрытым окном красивого дома, в одной из крайних улиц губернского города О… (дело происходило в 1842 году), сидели две женщины: одна лет пятидесяти, другая уже старушка, семидесяти лет”.
И несколько далее – краткие характеристики самого дома: “При доме находился большой сад; одной стороной он выходил прямо в поле, за город… Дом… принадлежал к числу приятнейших в городе”.
Только-то.
Тем не менее жителям города этого было достаточно. Культ Ивана Тургенева слился с культом “Гнезда”.
Дошло до того, что одно из орловских местечек еще при жизни Ивана Сергеевича было названо в народе “Дворянским гнездом” – якобы именно здесь происходило действие романа.
А в 1903 году, в память двадцатилетия со дня смерти Тургенева, Общество изящных искусств здесь открыло общественный сад с тем же, теперь уже официальным, названием. В саду установили бюст писателя (копию памятника М.М.Антокольского) – до 1917 года это был единственный скульптурный памятник в Орле.
Сад сразу же, что называется, пришелся ко двору. Здесь проходили концерты, спектакли, устраивались массовые гулянья. “Дворянское гнездо” уже в качестве сада вошло в произведения других писателей – Николая Лескова, Ивана Бунина, Константина Бальмонта. Константин Дмитриевич вспоминал:
В “Дворянском гнезде”
В том доме, где нежная грезила Лиза,
С толпой молодою я медлил попутно,
И мнилось: здесь тихая веяла риза.
Как в прошлом красиво!
Как в нежном уютно.
В 1967 году сад был благоустроен (притом появилась беседка наподобие известной ярославской), а в 1987-м – так называемый ландшафтный сквер “Дворянское гнездо” объявлен был охранной зоной.
Мемориал полностью состоялся.
“Дворянским гнездом” дело не ограничилось. В 1918 году городская комиссия по охране памятников старины и искусства обратилась к народу: “Граждане, берегите то, что осталось от поколений, ушедших в вечность, что волновало их ум и сердце, что украшало их жизнь, берегите памятники творчества прошлого, они будут служить нам указателями хороших и плохих сторон жизни ушедших веков и руководством для будущего. Относитесь бережно к предметам – памятникам старины и искусства… ибо сокровища искусства и памятники древней культуры принадлежат всему народу и будут служить на пользу и просвещение всего народа”.
В том же году, на этот раз к столетию со дня рождения писателя, был открыт так называемый Музей-библиотека имени Тургенева (разумеется, “хороших сторон жизни ушедших веков”). “Известия Орловского губернского и городского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов” с радостью сообщали: “В воскресенье 24 числа состоялось приуроченное к столетней годовщине со дня рождения И.С.Тургенева открытие музея его имени”.
В экспозицию вошли личные вещи из Спасско-Лутовиновской усадьбы, книги и, по случаю, мебель и книги Фета. В 1945 году музей въехал в роскошнейший (бывший Тибо-Бриньоля) дом на Тургеневской (бывшей Георгиевской) улице. В 1957 году рядом открылся его филиал – Музей писателей-орловцев. Впоследствии возникло еще четыре мемориальных филиала: Дом-музей Н.С.Лескова (1974 год), Дом Т.Н.Грановского (1985 год), Музей Л.Н.Андреева (1991 год) и Музей И.А.Бунина (тоже 1991 год).
Таким образом, Тургенев сделался кем-то вроде предводителя писателей Орла, лишний раз подтвердив старый тезис – о капризности славы. Как прижизненной, так и посмертной.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru