Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ

Путешествие по красным дням календаря

Что за праздники мы отмечаем сегодня?
Новый год, Рождество, Женский день, День Победы, День независимости, День Конституции.
Добавим в этот список перекрашенные из красных в радостно-полосатенькие День согласия и примирения и День весны и труда – и ни за что не догадаешься, что Москва – бывшая столица того самого СССР. Можно примерить на себя самоощущение небольшой, но добротной демократической страны,  без потрясений и без амбиций – разве что праздников маловато. Собственно, на то и надежда: еще предки современных папуасов понимали, что, дав человеку новое имя, можно изменить его характер и судьбу. Древние греки переименовали Черное море – Понт Аксинский (негостеприимный) в Понт Эвксинский (гостеприимный), чтобы реже в нем тонули стройные многовесельные корабли с вином и пшеницей, рабами и оливковым маслом.
Но праздники помнят об обстоятельствах своего рождения.

И как один умрем

...В солнечный день по центральной улице идет толпа пожилых людей в черных и коричневых потертых одеждах, с флагами цвета артериальной крови и вдохновенно поет: “И как один умрем...” И отвечают себе, точно зомби: “Мы жертвою пали в борьбе роковой”. На лозунгах – тоже пожелания смерти.
Это не процессия погребального культа, это Первое мая – День весны и труда образца 1998 года. Эти люди потом остановятся и будут митинговать – требовать лучшей жизни. Купят детям шарики и пойдут отмечать – пить, есть, петь, танцевать и веселиться. Для этих людей праздник международной солидарности трудящихся наполнен смыслом, ради них он и оставлен в календаре, вот они его и отмечают в соответствии со своей идеологией. По данным
ВЦИОМ, их 12%. Для остальных это просто весенний выходной: потусоваться, выспаться, покопать грядку.
Аналогия большевистской идеологии с культом смерти проведена уже давно. “Иди и гибни безупрёчно! Умрешь недаром, – дело прочно, Когда под ним струится кровь...” Любовь родного режима к человеческим жертвоприношениям – это же высшая форма национализации человека, отказ от последней личной собственности. В основании всех советских общественно-политических государственных праздников лежат неприбранные трупы и “струится кровь”. И, в общем, история наша, судя по праздникам, неровно, но шла в сторону линии наименьшей кровожадности.

Первые советские праздники

В 1918 году диктатура победившего пролетариата установила специальным декретом свои государственные праздники. Их первый комплект так разительно отличается от сегодняшнего, что вселяет даже некоторый оптимизм: первые советские праздники скорее имеют отношение к смерти, чем к жизни.
22 января – годовщина Кровавого воскресенья, 12 марта – годовщина падения самодержавия, 17 января – день памяти Карла Либкнехта и Розы Люксембург, 22 декабря – годовщина Московского восстания,
16 апреля – годовщина приезда Ленина в Петроград. 7 ноября – годовщина собственно революции, 1 Мая – годовщина разогнанной в Чикаго в 1886 году демонстрации с требованием 8-часового рабочего дня. Совсем никого не убили только 8 марта – это годовщина демонстрации американских социалисток за гражданские права в 1909 году. Никогда не бывший праздником (как и 1 Мая) в самих США, этот день в России отмечался и до революции – но по старому стилю – 23 февраля. Кстати, в 1917 году на него как раз пришлось начало революции – Февральской.

Символы советских праздников

Красное знамя стало знаком классовой борьбы в июле 1792 года, во время парижского восстания. Со времен Парижской коммуны 1871 года оно олицетворяет идеи пролетарской революции. В России красное знамя впервые появилось в 1861-м в селе Кандеивка Пензенской губернии. 50 тысяч крестьян протестовали против Манифеста об отмене крепостного права – требовали раздела помещичьего имущества, земли и скота.
Серп и молот впервые возникли в 1917 году – это был символ саратовского губисполкома, автор неизвестен. Автор красной звезды – тоже, однако уже в 1918 году это была нагрудная эмблема Красной Армии с молотом и плугом в центре. В том же 1918-м серп, молот и красная звезда стали символами страны победившего пролетариата. Но для его победы было недостаточно взять мосты, банки, почту и телеграф. Надо было штыком и пряником вводить советские праздники.

Воистину соединяетесь

Сначала надо было нейтрализовать праздники старые: до 98 нерабочих дней в году, включая воскресенья. Дореволюционная Россия жила по православному календарю. Кроме того, люди крестили детей, венчались и отпевали покойников. Борьба велась направленно и успешно – в 1930 году был даже создан специальный штаб по проведению празднеств. На демонстрациях трудящихся кормили бесплатным супом, и их явка резко возрастала.
На Пасху назначались дни труда, на Рождество – дни индустриализации. Чувашский праздник акатуй стал Красным акатуем. Крестины замещались “красными крестинами”, “октябринами” с назначением “красных кумовьев” из числа партийных активистов. Разрабатывали актуальный ритуал “красного погребения”.
В 60–70-е годы планомерная выработка советской обрядности продолжилась. За торжественной регистрацией нового советского человека следовали: прием в октябрята, в пионеры, получение паспорта, первое голосование, проводы в армию, посвящение в рабочие, чествование передовика производства и наставника молодежи, чествование ветерана труда, проводы на пенсию и в результате – гражданская панихида.
В 1983 году очередной пленум ЦК партии рапортовал о введении и распространении праздника русской березки. В Латвии был введен День гражданского поминовения усопших с факельными шествиями от кладбищ к центру города. Приветствовалось возрождение народных традиций, под которыми подразумевались дохристианские внешние проявления языческих культов – причесанные и оскопленные.

Обряды

Сразу после революции начался поиск форм празднования. Торжественные марши с красными флагами отличались тем, что люди двигалась строго вперед – никогда по кругу. Сами манифестирующие тогда понимали, что это они так идут прямо к светлому будущему, к победе коммунизма. Много было взято от помпезно-символических праздников Французской революции, инсценированных крупным художником того времени Луи Давидом. Арки, жертвенники революции, светильники.
Левые художники – Герасимов и Таиров, Мейерхольд и Кустодиев, Петров-Водкин и Лентулов – всерьез взялись за разработку пролетарских праздников, видя в этом или идеологический долг, или возможность реализации своих авангардистских идей. 7 ноября 1918 года дорожки на площади перед Большим театром были окрашены в голубой цвет, а над окутанными лиловой кисеей деревьями протянулась в несколько рядов красная бахрома... Политические карнавалы, массовые действа, живые конструкции из пионеров, имитировавших производственные движения, огромные фигуры пролетариев и буржуев, Антанты и Чемберлена, композиции “Прикованный Прометей – рабочий класс” или “Буржуй и пролетарский кулак”. Огромные сумрачные манифестации рабочих проходили мимо зеленых и оранжевых кубов, которыми Н.Альтман декорировал Дворцовую площадь в Петербурге.
Пролетариат вскоре резко невзлюбил авангардистское искусство (“Не нужны нам ваши шутки. Нам предстоят
серьезности”.) Последний крупный маскарад был в 1937 году в парке Горького – призы получили костюмы Конституции, Дрейфующей полярной льдины и Беспосадочного перелета СССР–США.
И 1 Мая, и 7 ноября копировали “правильную” структуру большого религиозного празднества, благо все они – от открытия охоты до Пасхи – устроены примерно одинаково. Носили портреты мифических предков большевизма, лицезрели руководителей на постаменте с мумией бессмертного посредника между основателями учения и советским народом. Получали для разговления кулечки и баночки праздничных заказов с более вкусной, чем в будни, едой. Заклинали будущее, вызывая духов свершений, перевыполнений и рабочих гарантий. А ведь было это всего каких-то лет пятнадцать назад.

Искупительная жертва

Многие страны отмечают День Победы 8 мая или день собственного освобождения – 6-го, 5-го и т.д. По указу 1947 года 9 мая снова стал рабочим днем – отдыхать было некогда. Эти годы – рекордные по числу рабочих дней – люди отдыхали только по воскресеньям (52 дня) и пять дней государственных праздников. Однако истинная причина отмены всенародного праздника была глубже. Режиму были нежелательны любые формы объединения людей. Победа всколыхнула народ, и власти встревожились. До 1965 года существовал и действовал негласный запрет на установку памятников погибшим в Великой Отечественной, и партийные организаторы на местах имели инструкции, как отказывать ветеранам.
Наконец, в 1965 году
8 Марта и 9 Мая окончательно стали законными выходными. День Победы постепенно стал оформляться как праздник праздников – самый настоящий, самый честный; по словам Б.Ельцина, “праздник номер один”. До сих пор этот праздник, как и тему войны, нельзя трогать. Люди живут с сознанием, что их жизнь выкуплена у смерти жизнями погибших. “Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны... Но все же, все же, все же...” Народ объединен этим жертвоприношением, чувством вины и признательности. Идея искупительного жертвоприношения создает общность советских людей, как идея изначальной искупительной жертвы – общность христианскую. Девятое мая – это не столько День Победы, сколько день памяти павших. Обряды этого праздника – поминальные. Братство советских людей стоит на братских могилах. Смерть – великий уравнитель, и в этом смысле трагедия войны была осуществлением не достигнутых в “мирном строительстве” идей всеобщего равенства. Возвращение уцелевших к реалиям иерархической мирной жизни было не безоблачно, и оставшиеся в живых вспоминают свое близкое общение со смертью как момент истины, с ностальгией по равенству и братству и знанию собственной правоты...

Новый год

Безыдейный праздник Нового года в первые годы революции не преследовался, но наполнялся новым революционным содержанием и символикой. Но в 1921 году в Бауманском районе Москвы состоялся показательный суд над “стариком 1920 годом”. Его обвиняли в ведении войны, создании заградотрядов, разрушении Сухаревки. Старик говорил: “Я умираю спокойно, винтовкой я расчистил путь для мирного строительства”. Рождественскую елку пришлось запретить и вновь разрешить лишь в 30-е годы – только для Нового года. День 1 января оставался рабочим до 1947 года. В период развитого социализма Новый год, взявший на себя функцию Рождества – семейного зимнего торжества, был единственным совсем неидеологизированным советским праздником. Некая несуразица, сопровождающая многие советские праздники, сработала и здесь: народ не отказывал себе в удовольствии доотмечать дату с немыслимым при переводе на другой язык названием – Старый Новый год.
Не очень понимая насчет Рождества (да и чьего) и его даты, практика отмечания почти узаконила в уже менее кровожадные, чем лет 30 назад, 70–80-е годы этот праздник – на самом деле почти диссидентский, инакопразднование. Если разобраться, голодный до застолья народ как будто бессознательно отвергал большевистские реформы.

День Конституции

Что касается Дня Конституции, введенного в 1936 году, – этот праздник оказался бродячим: то 5 декабря, то
7 октября, то 12 декабря – и в конце концов не стал ничем, кроме дополнительного выходного с небольшой идеологической накачкой. Зато точно такой же праздник есть почти в каждой уважающей себя стране, что вполне приятно.

День независимости

Страна обрела недавно самый главный праздник – День независимости, 12 июня. Бывшие республики СССР в разные дни справедливо празднуют независимость от СССР и России, не делая между ними особой разницы. От чего Независимость у нас – непонятно. Наверное, тоже от СССР – тоталитарного государства-узурпатора, которое было почему-то расположено на том же самом месте (и столицы совпадают) и правопреемником которого стала Россия. Хотя не зависеть от самого себя – не высшее ли это блаженство для философа!
У этого праздника нет обрядности, и пока что народ не признает за ним особого смысла. В дальнейшем, может, появятся, но неясно, в какой форме (что едят на День независимости?).

Перекрашивая знамена

Российские власти увеличили число праздников и попытались перекрасить красные страницы календаря.
Иногда стоит заменить кровь клюквенным соком –
в Москве почему-то проводится даже парад в честь
святого Пaтрика, покровителя ирландцев. Но, наверное, надо еще много лет водить смертельно обиженных
коммунистов за нос по
пустынным развалинам СССР (с воздушными
шариками, мороженым и
пивом), чтобы люди совсем перестали привычно славить смерть, хаос и уничтожение. Год за годом отмечая буржуазно-добропорядочные
дни Того и Сего, проживая год за годом по новому культурному коду, они, глядишь, забудут социалистическое родство. Будут пить пиво на аккуратных стриженых газонах собственных домов. Потому что они совсем не заслужили света. Может быть, стоит попробовать заслужить покой?

Ксения МИТРОХИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru