Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ТЫСЯЧА И ОДИН КИНОКАДР 

Дая СМИРНОВА

Если задуматься, то не очень весело

“Спартак и Калашников” получил приз за режиссуру в конкурсе дебютов “Кинотавра” и призы фестивалей “Орленок” и “Артек”.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА

КАДР ИЗ ФИЛЬМА

Дети и собаки, извечные фавориты экрана, всегда покоряли нас несокрушимой естественностью и природным обаянием. У нас сформировались безусловные рефлексы на таких киногероев – улыбка, умиление, невольная слеза. Однако когда дети беспризорны, а собаки бездомны, зрительские реакции усложняются. Приходится задумываться, что мешает расчувствоваться.
Фильм молодого кинорежиссера Андрея Прошкина по сценарию Аллы Криницыной “Спартак и Калашников” признан удачным дебютом в профессиональной среде еще и потому, что картины для подросткового и семейного просмотра крайне редки в нашем кино.
Спартак – овчарка, которую играли 14 собак разных возрастов, а Калашников – тринадцатилетний воспитанник детского дома Шурка, которого убедительно сыграл детдомовец Ярослав Рощин. Слово “Калашников” в названии настраивает на восприятие боевого сюжета, и это предположение местами оправдывается, хотя без автомата знаменитой системы. Шурка подобрал ничейного щенка и стал подкармливать его из своего небогатого пищевого довольствия, но администрация детдома категорически воспротивилась присутствию несмышленыша в подведомственном учреждении, и неразлучная пара кинулась в бега. Мальчик и пес переживают все трудности, выпадающие на долю бездомных, и целый ряд неожиданных приключений вплоть до столкновения с террористами. Друзья оказываются и в подвале у беспризорников, и в элитной гостинице для собак, и в воинской части служебного собаководства. Калашников и его Спартак встречаются с разными людьми из различных социальных слоев, и эта “одиссея” – занимательная картина современных нравов и характеров. Но основная эмоциональная привлекательность фильма – во взаимоотношениях главных персонажей, в горьковатой трогательности этого дуэта.
Драматизм сюжета безусловен, и казалось бы, просмотр должен проходить по известной формуле сопереживания: “Над вымыслом слезами обольюсь”. Однако не получается. Авторы и не настаивают на полной мере зрительского сочувствия, о чем свидетельствует жанровая неопределенность. Трудно всерьез проникнуться смесью подлинной драмы с черноватым детективом и элементами рок-мюзикла, особенно когда нечетко обозначены грани между настоящей человеческой независимостью и нервическими претензиями на гордую свободу от всех установлений социального сосуществования. Жаль, что, нигде не прижившись, славный мальчишка Калашников демонстрирует финальное счастье в компании все тех же “бомжиков”. Не хочется такой “правды жизни”.
Впрочем, именно такая правда жизни без кавычек запечатлена, например, в документальном фильме Тофика Шахвердиева “Надувные шарики”, снятом за год до появления игровой картины “Спартак и Калашников”. Документальные кадры показывают беспризорников, постоянно живущих на московских вокзалах и не желающих идти ни в школу, ни в приюты, ни порой к благополучным родителям. Они хотят гулять, попрошайничать и кайфовать, нюхая клей из надутых пакетов. Они и сами похожи на воздушные шарики, порхающие и лопающиеся под колесами мчащихся мимо машин. Режиссер считает, что различные благотворительные организации, ухаживающие за этой вольницей, занимаются выращиванием социальных паразитов. Страшная и болезненно дискуссионная тема.
Разумеется, симпатичный фильм “Спартак и Калашников” повествует об ином и иначе, но веселая размытость авторской позиции вызывает невеселые ассоциации и размышления.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru