Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ 
 

Дорогие коллеги!
Вот и наступило время обсуждения вопросов, опубликованных в 72-м номере «ПС». Мы предложили поговорить о нашей российской школе, глядя на образовательную систему Дании, страны, где каждый учитель имеет возможность работать по собственной программе, где всего три обязательных предмета, а первые отметки дети получают только после девяти лет учебы и потом могут исправлять их в течение всей жизни.
Честно говоря, сначала мы немного сомневались: не слишком ли сложную задачу ставим перед нашими читателями? Можно ли, прочитав небольшой рассказ о чужой жизни, чужой школе, по-новому проанализировать свою работу? Рискнули... и оказались правы! Ответов пришло много, причем особый интерес вызвала проблема разделения образовательных систем по цели (одни ориентированы на знания, а другие – на ребенка). Мы спрашивали, можно ли эти цели совместить. В результате получился своеобразный заочный «круглый стол».
Пришли письма с рассуждениями по всем вопросам: чему реально учатся дети на уроках, помогает или нет сложившаяся образовательная система учителю, можно ли применить датскую систему у нас, в России, и как к этому отнесутся дети, учителя, родители?..
А в одной школе провели... День датской школы! Вот это да! Мы, конечно, надеялись, что картина образования в другой стране заинтересует читателей, но то, что наша публикация сможет стать началом процесса сотрудничества, проектирования нового шага в своей школе, оказалось большим сюрпризом.
Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей дискуссии: педагогов, ученых, детей. Итак, Институт учительского мнения продолжает работу!
Присоединяйтесь!

Валентина ОСАДЧАЯ, учитель
Алтайский край

Я бросаю лозунг: долой классы коррекции!

Разделение образовательных систем существует только потому, что очень медленно меняется традиционная школа, где знания и борьба за них любой ценой являются главной целью.
Знаний – море! А корабль выбирает собственный маршрут и плывет к своей цели. Так и человек. Сам ребенок выбирает цель, а учитель должен помочь двигаться к цели, обеспечив комфорт, безопасность школьной жизни, научив трудиться, верить, любить и т.д.
Знания, естественно, нужны, но столько, сколько хочет и может взять ребенок. Учитель, увлеки ребенка – и ты увидишь, что он может тебя, мудрого, опытного, образованного, еще чему-нибудь и подучить. Да, да, я всю свою жизнь учусь у детей. Они ближе к природе, мудрее нас, не зашорены. Я – им, они – мне. Так и сотрудничаем. Я – за школу для ребенка, где высшая ценность – человеческая жизнь.

Восхитительно, что в датских школах учат главному – жить среди людей, общаться, договариваться. Я тоже делаю это. Урок для меня каждый раз – это импровизация, экспромт. Его ведут всегда дети, конечно, вместе со мной.
Сложившаяся система обучения в традиционной школе подобна молоху: она не выносит тех, кто не является его винтиком, кто не борется за знания, кто служит детям. Ее девиз «Не сметь!».
Элементы датской модели я пробовала в своей практике 13 лет назад:
обучение в общении;
обучение без оценок;
ориентир на заказ семьи;
каждый день дарить радость каждому ребенку;
свободное перемещение во время уроков, свободное общение;
взаимопомощь, взаимоуважение, сотрудничество;
нет обязательных домашних заданий;
в классе игровой инвентарь, спортивное оборудование, стол для чаепития с самоваром, обязательная библиотечка, многое другое.

Датскую систему, конечно, можно применить только отчасти, так как наши школы привыкли к ритму звонков, к единообразию. К ней не готовы учителя, они, как и чиновники, ее не захотят. Директора школ не будут знать, как руководить и какова будет их функция.
Родители, я думаю, тоже побоятся новизны: они не верят в хорошую школу для всех детей, в индивидуальные программы, которые может иметь каждый ребенок с учетом своего здоровья, способностей, особенностей характера и личности. И еще родители боятся, что свобода поведет ребенка по неправильному пути. А я за датскую модель! И никаких оценок, никакого второгодничества, никакого контроля. Я бросаю лозунг «Долой классы коррекции!». Это унижает и ребенка, и его семью. Кому понравится мысль, что школа изгоняет своих детей вон, что учителя унижают детей, что родителей бесконечно дергают с работы в школу, дневники пестрят записями и двойками. Что можно сказать учителю начальных классов, ставящему ребенку из детского дома оценку «2»?!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru