Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ИНСТИТУТ УЧИТЕЛЬСКОГО МНЕНИЯ 
 

Дорогие коллеги!
Вот и наступило время обсуждения вопросов, опубликованных в 72-м номере «ПС». Мы предложили поговорить о нашей российской школе, глядя на образовательную систему Дании, страны, где каждый учитель имеет возможность работать по собственной программе, где всего три обязательных предмета, а первые отметки дети получают только после девяти лет учебы и потом могут исправлять их в течение всей жизни.
Честно говоря, сначала мы немного сомневались: не слишком ли сложную задачу ставим перед нашими читателями? Можно ли, прочитав небольшой рассказ о чужой жизни, чужой школе, по-новому проанализировать свою работу? Рискнули... и оказались правы! Ответов пришло много, причем особый интерес вызвала проблема разделения образовательных систем по цели (одни ориентированы на знания, а другие – на ребенка). Мы спрашивали, можно ли эти цели совместить. В результате получился своеобразный заочный «круглый стол».
Пришли письма с рассуждениями по всем вопросам: чему реально учатся дети на уроках, помогает или нет сложившаяся образовательная система учителю, можно ли применить датскую систему у нас, в России, и как к этому отнесутся дети, учителя, родители?..
А в одной школе провели... День датской школы! Вот это да! Мы, конечно, надеялись, что картина образования в другой стране заинтересует читателей, но то, что наша публикация сможет стать началом процесса сотрудничества, проектирования нового шага в своей школе, оказалось большим сюрпризом.
Мы благодарим всех, кто принял участие в нашей дискуссии: педагогов, ученых, детей. Итак, Институт учительского мнения продолжает работу!
Присоединяйтесь!

Валентина ГУСЕВА,
учитель
Ярославская область

Кто поможет растерявшейся девочке?

Так хочется ответить, что, мол, ничего невозможного нет. Но когда вижу, какой долгий и непростой путь преодолевают дети, достигая заветной цели – получения документа об образовании, меня бросает в жар, потому что в этом году в поход за знаниями отправилась моя внучка. Совсем недавно, вернувшись из школы, она заявила: «Если столько будут задавать на дом, я в школу ходить не буду». Но ведь это еще первый класс, где важнее всего – не отвратить ребенка от школы.
Внучке еще только-только семь лет, а ее уже подвели к колодцу знаний и заставляют: «Пей!» Но она еще не умеет даже зачерпнуть, ее пугает глубина и неизвестность, а самое главное – не хочет (упрямство или лень тому виной – другой разговор). «Не хочешь – заставим!» – главное правило сегодняшней школы. Не заставить, нет. Сама захочет – все одолеет. Поэтому-то мне и кажется, что целью обучения должен стать сам ребенок, чтобы он тянулся к знаниям, на цыпочки вставал, а тянулся. В этом смысле, сколь вырастет (разовьется), столь высоко и дотянется. Главное, чтобы у него была уверенность, что дотянется обязательно. А это уже от нас, от взрослых, зависит. Учителя между собой очень много говорят об этом, волнуются, переживают, у нас в коллективе есть даже песня:

И простить ребячью
невозможность – это можно!
Гении родятся раз в столетье...

Наше же государство не пытается услышать учителя, а уж тем более простить ребенку его невозможность постичь столько наук и на таком уровне. Государству почему-то кажется, что экзамен по литературе приходят сдавать одни Пушкины, а по химии – непременно Менделеевы. Потому у нас ничего и не получается, а результаты год от года становятся хуже и хуже, ведь ни для кого не секрет, что уже стонут и преподаватели высших учебных заведений – некого стало учить, приходят студенты с очень слабой базой.
«Как же экзамены?» – вздрагивала я раньше. Теперь знаю как – как в Дании. Ведь в общем-то на выходе из школы у нас складывается почти такая же ситуация – если ребенок пришел на экзамен, уж он его сдаст. Учитель никогда не оставит в беде своего питомца, с которым съеден не один пуд соли. Наверное, потому государство и отнимает у учителя последнюю возможность помочь своим детям на экзамене, вводя ЕГЭ. А мне вспоминается рассказ Е.Н.Ильина о том, как он диктовал своей растерявшейся девочке начало сочинения, самым естественным образом протягивая ей руку помощи. Кто ей поможет теперь?

Огромное спасибо за интересные вопросы. Я носила эту статью в школу. Мнения коллег самые разные, но зато как радовались дети, когда я рассказала о том, что существует такая страна и такая система образования.

Я мечтаю, чтобы дети на моих уроках научились ловить судьбу за хвост, то есть жить долго и счастливо. Чтобы научились верить и любить, прощать и прощаться, когда этого не хочется до невозможности, чтобы научились думать о других, заботиться о слабых, а ухватив удачу, помнить о тех, кому этого сделать не удалось.
А еще я хочу, чтобы мои дети захотели испить чашу знаний, чтоб она им не была противна в детстве, была необходима в юности и нужна была до конца дней.
И какие бы критерии школьного образования ни определял для меня стандарт, я вряд ли уже изменюсь. Понимаю, что кто-то возразит: мол, слова, слова, слова, будешь исполнять стандарт как миленькая, и ни на какие порывы времени на уроке просто не останется.
Не знаю, но мне кажется, что тогда я просто попрошу у ребят прощения и уйду.

Сложившаяся система обучения мешает мне, конечно же мешает. Ощущение такое, что я эти тридцать три года шагаю под проливным дождем и только придуманные мной на все случаи жизни зонтики спасают от непогоды.
Во-первых, мешает штурмовщина.
Во-вторых, ежедневная, ежеурочная готовность к проверке (помните, Высоцкий, кажется, пел о том, что «у века нервы сожжены под крик «Проверка!»). Я начинала свой путь в педагогике под руководством директора, которая любила осуществлять тотальный контроль. Она могла в один день посетить все шесть уроков с единственной целью: чтобы уличить нас в неготовности. Помню, перед уроками мы, молодежь, стояли за камином и с замиранием сердца гадали: к кому сегодня?
Учителю надо доверять – это главное, что должно наконец-то вызреть в современной школе.
Мне мешает оценка, без нее школьная жизнь стала бы намного счастливее, а результат бы не изменился.
Мне мешает моя собственная социальная незащищенность. Кроме того, жизнь с ощущением того, что над тобой то и дело сгущаются тучи, тоже не прибавляет оптимизма и очень мешает в работе. Возьмем для примера стандарты. Разговоры о них продолжаются десять лет, и все эти десять лет учитель живет в ожидании не хорошего, а плохого. Теперь вот на наши головы свалилась модернизация (для нас это звучит проще – закрытие маленьких школ). Сейчас все с радостью ждут норматива финансирования, но для маленьких школ и это беда, денег не хватит даже на зарплату – и что будет?
И наконец, о правилах поведения и о взаимном уважении. С этим, мне кажется, у нас будет всего сложнее. Слишком много вокруг зла, дети видят, как сами взрослые нарушают самые главные правила – законы, которые как будто и пишутся специально для того, чтобы люди их нарушали (я опять о стандарте, неужели будет принят еще один заведомо невыполнимый закон?).
Недавно одна девочка рассказала мне:
– Выпал первый снег. Мы все выбежали на улицу и не слышали звонка. Учительница визжала-визжала, а мы только смеялись.
И до тех пор, пока учителя будут визжать, дети будут над ними смеяться, тут уж нас и датская система не спасет.

Если бы некоторые учителя и родители поворчали бы для порядка, ибо у нас в стране так уж заведено – если грядут какие-то перемены, значит, будем жить хуже.
Дети, более отзывчивые на перемены, прыгали бы по партам и кричали: «Ура!»
Я бы наконец-то почувствовала себя счастливой и огорчилась бы лишь от одной мысли – слишком мало мне осталось работать. Молодость, где ты? Ау!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru