Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2002

Первая тетрадь. Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ
Необходимо законодательно утвердить государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми должно осуществляться получение гражданами начальных знаний в области обороны и проводиться их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Концепция законодательного обеспечения обороны страны. Принята участниками парламентских слушаний на тему «Законодательное обеспечение обороны страны, его состояние и перспективы совершенствования». 5 декабря 2000 года
Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
Закон «Об образовании»,
статья 14 «Общие требования к содержанию образования»,
пункт 7

Фото Ю.ЗУЕВА

Василий КРАЮХИН

А не научить ли нам детей «кислородноголодать»? –

задумались в Министерстве обороны. И решили внести в стандарт предмет «Основы военной службы»

Ровно год остается до очередных парламентских выборов.И хотя внешне предвыборная борьба часто выглядит как дорогостоящая кампания по манипулированию общественным мнением, тем не менее власть серьезно озабочена тем, что в ее действиях общество не видит адекватной реакции на запросы граждан.

Примечательно, что центральные СМИ не обратили внимания на это сообщение: официального пресс-релиза Министерство обороны не распространяло. Военные обозначили свое присутствие на территории образования и ушли в тень. Акция, надо заметить, своевременная: в конце декабря Государственная дума планирует рассмотреть во втором, определяющем, чтении законопроект о стандарте. Самое время готовить и лоббировать поправки. Кто не успел, тот опоздал.
Армейские лоббисты очень опоздать боятся. Это доказывает тот факт, что буквально за месяц до выступления в открытой печати Е.Бурдинского на заседании Комитета Думы по обороне проект стандарта по ОВС обсуждался всего лишь на стадии замыслов. Например, стоит ли школьникам разбирать автомат Калашникова, или лучше штудировать воинские знаки различия. Документа как такового не существовало.
И вот пожалуйста: через месяц с пылу с жару готовенький стандарт.

ОВС не НВП?

Историю с введением основ военной службы в школах мы все помним. Совместный приказ министров образования и обороны, долгие разъяснения военных, втолковывающих общественности и учителям, что ОВС – это вовсе не начальная военная подготовка (НВП), которая согласно Закону «Об образовании» обязательным предметом быть не может.
Министерство обороны настаивало на том, что буква закона не нарушена. Про смысл – ни звука.
В итоге Комитет Думы по обороне все же признал: Закон «Об образовании» нарушен. И тут же предложил внести в него поправку с тем, чтобы «осуществлять подготовку граждан к военной службе в гражданских образовательных учреждениях в соответствии с ФЗ «О воинской службе и военной обязанности». И таким образом все-таки узаконить ОВС.
Все это происходило весной нынешнего года. Поправку в итоге не приняли: резко против выступил Комитет по образованию.
Теперь Комитет по обороне планирует поймать двух зайцев сразу: во-первых, внести ОВС в госстандарт и, во-вторых, отменить запретительную норму Закона «Об образовании» – соответствующий законопроект скоро будет внесен на рассмотрение Думы.

Ознакомить, воспитать, сформировать…

Необходимость обязательного изучения ОВС военные обосновывают просто: «В целях обеспечения безопасности страны необходимо повышать престиж военной службы и возрождать подготовку к ней граждан Российской Федерации».
Казалось бы, такое заявление не очень стыкуется с переходом на комплектование армии по контракту. Но если вспомнить, что до этого события – еще десять лет как минимум, то все становится на свои места.
Итак, что же предлагают военные школе?
Ознакомить учащихся с положениями Конституции и федеральными законами, определяющими порядок подготовки граждан к военной службе и ее прохождение;
Воспитать в школьниках качества патриота и гражданина России (списка не прилагается) и готовность выполнить свою первую конституционную обязанность – защищать Родину.
Сформировать у ребят готовность к преодолению физических и психических перегрузок, минимальный набор навыков, необходимый для прохождения службы по призыву или по контракту.
Первая конституционная обязанность – это сильно! К счастью, конституционные обязанности гражданина России по значимости не ранжируются.
Видимо, из-за поспешности составителей документ просто изобилует подобными ляпсусами. Чего стоит, например, предложение воспитывать в школьниках «устойчивость к кислородному голоданию». Вероятно, столь солидно назвали бег в противогазе. А в школах, где противогазов нет? Мешок на голову – и вперед? Не дай Бог, станут еще проверять, хорошо ли «кислородно голодать» научились… Ты вот, Петров, хорошо голодаешь, а ты, Сидоров, не очень – пересдавать будешь. Вот тебе прищепка на нос и затычка в рот. Иди повторяй урок.

Неудобно получилось

С генералами все понятно – они вообще считают Родину большой войсковой частью. А как же Министерство образования? По логике вещей там давно должны возмутиться: ОВС, говорите? В стандарт, говорите? А вы Закон «Об образовании» читали? Вот Бог, а вот порог…
Не возмущаются. Да и неудобно как-то: министр В.Филиппов приказ про обучение школьников основам военной службы год назад подписал собственноручно. А там черным по белому про боевое стрелковое, радиационно-химическую, строевую и тактическую.
Видимо, министр так поступил исключительно из человеколюбия: столько отставников на гражданке маются, не знают, куда себя приложить. А мы их – к детям!

…Школа сдает позиции без боя. Приходят и не просят уже – требуют: партию будущих солдат отгрузите! И чтоб качественных, без дефектов! Чтоб стрелять умели! Как, по закону не положена военная подготовка? Отменим такой закон!
Самореализация, самоопределение – эти понятия из школьного пространства вытесняются. Которые самоопределились – шаг влево, которые нет – вправо. При этом, как во всяком фарсе, ведется разговор о компетентностях, о личностно-ориентированном подходе, о том, что не так и не тому учат.
Достаточно ли ты компетентно орудуешь саперной лопаткой? А ну-ка покажи!
Есть такое устойчивое словосочетание – государственные структуры. Вот и школу все больше и больше превращают в государственную структуру. В механизм. Машину.
А между тем только на основе настоящего содержания школьной жизни, содержания, трудно поддающегося стандартизации, человек способен сам сделать выбор: допустим, служить ему в армии или нет. Да вот только выбор этот вряд ли будет в пользу нынешней армии. Потому как осознанный и взвешенный.
Значит, у всех многочисленных заказчиков, стоящих у дверей школы, есть резон не доверять ни учителю, ни ученику: навыдумывают! Значит, нужно спустить директиву, обязать, принудить.
А Министерство образования понемногу преобразуется в министерство человеческих ресурсов. Ресурсами-то управлять попроще будет. Не люди, чай. С людьми вечно какие-то сложности.

P.S. В начале недели из элитной Таманской дивизии, расквартированной в Подмосковье, сбежали 16 солдат. Правда, вскоре их нашли – в Комитете солдатских матерей. Они сами туда приехали получить юридическую консультацию.
Сейчас все 16 находятся на сборном пункте для дезертиров в Москве, против их непосредственного начальника возбуждено уголовное дело по обвинению в превышении должностных полномочий.
Не иначе как престиж военной службы повышал…


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru