Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Путь по ступенькам грамотности

Что нужно делать и чего делать нельзя, чтобы научить ребенка писать без ошибок

Грамотность российских школьников и студентов катастрофически падает, твердят в один голос все преподаватели – от учителей начальной школы до университетских профессоров. Пока составители программ и учебников решают, как бы еще модернизировать учебный процесс, а родители озабочены главным образом изучением иностранного языка, большинство выпускников не могут написать несколько страниц русского текста без ошибок. А ведь это одно из самых необходимых, но и самых трудных для освоения умений. Учителя русского языка сокрушенно вздыхают: сколько ни бьешься – и карточки, и тренинги, и компьютерные обучалки, – количество ошибок сокращается очень медленно.
Так можно ли научить писать грамотно? Преподаватель словесности Сергей Штильман убежден, что можно. Но в режиме индивидуального подхода. Дело за малым: нужно лишь знать, как это делается. Нужно при этом иметь в виду и то, чего делать не надо. И все. Как с обработкой мрамора, из которого нужно высечь скульптуру: убрать лишнее, оставить необходимое. И желательно при этом не перепутать одно с другим. Принцип, кстати, универсальный для преподавания любого предмета. Поэтому сегодняшний семинар может быть полезен вам, какую бы дисциплину вы ни преподавали.

Методика индивидуальной коррекции грамотности не претендуют на то, чтобы стать альтернативой преподаванию русского языка в школе. Коррекция не заменяет процесса обучения, а лишь устраняет огрехи, допущенные в нем. Суть методики более или менее проста. Вот основные ее положения.

Нет двух одинаково безграмотных учеников

Грамотность корректировать нужно все-таки индивидуально, поскольку каждый отдельно взятый случай безграмотности в полном смысле слова особый. По крайней мере мне до сих пор не встречались два ученика, которые делали бы абсолютно одинаковые ошибки в одном и том же тексте. Разумеется, некоторые ошибки в их работах совпадали, но полного тождества не было никогда. Поэтому и методика названа именно так – индивидуальная коррекция грамотности (ИКГ). Впрочем, это вовсе не значит, что коррекция грамотности в группе невозможна и неэффективна. И при групповых занятиях можно достичь серьезных успехов при одном главном условии: к каждому из учеников в группе нужно относиться индивидуально, а это куда сложнее и требует от преподавателя куда большего напряжения и квалификации, чем в том случае, если работа идет один на один.

Диагноз прежде всего

Пытаясь скорректировать грамотность того или иного ребенка, не нужно повторять всю русскую орфографию, пунктуацию, а заодно и грамматику от начала до конца. Спору нет: повторение – мать учения, но такое повторение, насколько мне известно, еще никому и никогда не помогало существенно улучшить свою грамотность. Иногда (и то большей частью случайно) при подобном алгоритме коррекции удается избавиться от нескольких проблем в правописании и пунктуации, да и то лишь частично, остальные же – остаются. Поэтому, для того чтобы выборочно, адресно, осмысленно проводить курс ИКГ, сначала надо провести особого рода диагностическое тестирование. Лучше, если это будет связный текст, который можно продиктовать. Я называю подобный вид работы диагностическим диктантом-тестом (ДДТ). Цель такого тестирования – вычислить имеющиеся у ребенка проблемы в орфографии и пунктуации для того, чтобы затем планомерно от них избавляться. Объем и содержание такого теста целиком и полностью зависит от того, в каком классе ваш подопечный учится. Для ученика 5 класса объем теста не должен превышать 100–110 слов, для 6-го – 120–130, для 7-го – 140–150, для 8-го – 160–170, для 9-го – 180–200 слов, для старшеклассников – 270–320 слов. При этом в тесте для любого класса должны присутствовать основные (в идеале почти все) орфограммы и пунктограммы, которые до этого момента были изучены в школе.
Чрезвычайно важный этап – обработка результатов, показанных учеником в ДДТ № 1. В зависимости от количества и качества ошибок выбирается и алгоритм коррекции грамотности. Диагностические тесты нужно писать с определенной периодичностью. Можно – раз в пять занятий. Это лакмусовая бумажка хода коррекции грамотности. Объем и уровень сложности тестов № 1, 2, 3 и т.п. должны быть примерно одинаковы. Если ошибок не становится меньше, стратегия и тактика коррекции выбраны неверно. И наоборот.
Понятно, что алгоритм исправления погрешностей в правописании и орфографии не может быть произвольным. Если ребенок ошибается в написании личных окончаний глаголов и затрудняется в определении спряжения глагола, с ним бессмысленно изучать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. То же и с пунктуацией.

Не повредите внутренний редактор!

Нужно доверять своей интуиции. Врожденная (она же абсолютная) грамотность основана на интуиции, нашем шестом чувстве. Кто-то называет интуицию подсознанием, кто-то – досознанием. Возможно, природа интуитивного письма (письма не по правилам, а по внутреннему ощущению) хотя бы отчасти может быть объяснена тем, что сначала мы учимся читать, складывать из букв слова и только потом – писать. Уже тогда в нашем сознании (подсознании), в нашей памяти возникают своеобразные мостики, складываются взаимосвязи между разными словами, создается собственная, индивидуальная программа, система сигналов, «автопилот», который позволяет за долю секунды безошибочно написать слово с орфограммой, еще не изучавшейся в школе. Часто таких орфограмм в одном слове несколько. Начинаем читать мы обычно еще до прихода в 1 класс. А на начальном этапе обучения не очень-то обращаем внимание на то, прошли мы в классе, как пишется такое-то слово, или нет.
Разумеется, многим подходит способ изучения русского языка «от правила – к правилу». Многим, но не всем. Поэтому мой совет: не сбивайте «внутренний редактор» детей, обладающих врожденной грамотностью. Найдите способ объяснения нового правила, не нарушая уже имеющихся связей. Рука интуитивно грамотного ребенка знает, что и как пишет.

Пауза паузе – рознь

Прежде чем корректировать постановку знаков препинания, необходимо объяснить, что именно они обозначают. Как ни странно, но в начальной и средней школе, а тем более в старших классах, очень редко сообщается о том, что сам термин знаки препинания происходит от слова запинаться (приостанавливаться, замедлять движение). Мало говорится и о том, что знаки препинания в большинстве своем свидетельствуют о повышении или понижении тона голоса, о замедлении или ускорении темпа речи и... о паузе. Разумеется, не все, но многие. Причем пауза паузе – рознь. Одна пауза делается в речи, когда окончено предложение. Точка с запятой – знак сильного разделения – тоже соответствует в живой речи довольно значительной паузе. Иное дело запятая. Там и пауза меньше.
Особый разговор – о таких знаках препинания, как двоеточие, тире, кавычки, скобки, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.

Четыре волшебных правила

Корректируя грамотность, необходимо выполнять Правило четырех П.
Четыре П – это постоянство, постепенность, последовательность и преемственность.
Несколько слов о них.
Длительные перерывы в процессе индивидуальной коррекции грамотности, всякого рода необязательность в выполнении тех или иных работ делают всю работу бесполезной. Постоянство в самом широком смысле этого слова – непременное условие успешной коррекции грамотности.
Нельзя, корректируя ошибки в правописании или пунктуации, начинать с самых сложных орфограмм и пунктограмм. Всему свое время. От простого нужно постепенно переходить к более сложному. Впрочем, это один из универсальных принципов любого обучения.
Начиная с уровня слова, в котором допущена ошибка, отрабатывая, например, написание чередующейся безударной гласной в корнях ГОР–ГАР, ЗАР–ЗОР, постепенно и последовательно необходимо переходить к работе со словосочетаниями и фразами, в которых кроме всех прочих имеются слова с этой орфограммой. Затем необходимо выяснить, насколько ребенок способен грамотно писать слова с этой орфограммой в предложении и только потом – в тексте. Орфограмму можно считать усвоенной, если ребенок раз за разом безошибочно пишет слово с данной орфограммой в тексте.
Преемственность предполагает такой алгоритм построения занятий, когда каждое из них всей своей логикой, поставленными целями и задачами, выполненными и планируемыми видами работ и домашних заданий, изучаемыми и закрепляемыми орфограммами и пунктограммами связано с предыдущими.
Число корректируемых во время одного занятия орфограмм и пунктограмм не должно быть больше трех-четырех. Попытка сразу объяснить добрый десяток правил, а потом закрепить их на письме обречена на неудачу. Однако и ограничиваться на занятии изучением всего лишь одного правила не стоит. Соответственно и домашнее задание (а оно необходимо, поскольку бороться со своей безграмотностью ваш подопечный должен в том числе и самостоятельно) в качественном и в количественном отношении должно соответствовать и возрасту ребенка, и тому, что именно вы с ним изучали на коррекционном занятии.

Зрение или слух?

Приступая к коррекции грамотности, необходимо выяснить, какой из видов памяти – слуховой или визуальной – развит у ребенка лучше. В соответствии с этим или оба вида памяти, или один из них необходимо интенсивно развивать. Сделать это можно так. Предложите ученику один и тот же текст или набор слов (словосочетаний) на разные правила сначала отработать на карточке (листочке), не указывая на ошибки. Потом – желательно через день – продиктуйте его. Результаты двух вариантов проделанной им работы сопоставьте. Если ваш подопечный допустил значительно больше ошибок, вставляя пропущенные буквы или знаки препинания на листочке, чем под диктовку, значит, зрительная память развита у него хуже, чем слуховая. И наоборот. Если количество и качество ошибок в обеих работах совпадают, значит, и тот и другой вид памяти развиты (не развиты в случае большого количества ошибок) у ребенка одинаково.

Избегайте бестолковых инструкций

Совершенно не все равно, какие формулировки правил правописания и пунктуации предлагаются ребенку. Правила – своеобразные инструкции, содержащие указания на условия выбора правильного написания, – должны быть предельно простыми, легко запоминающимися, толково сформулированными. Очевидно, что громоздкое, путаное или невнятно сформулированное правило может привести только к одному – к безграмотности. Вы вместе с ребенком можете придумать простые и запоминающиеся формулировки некоторых правил, традиционно трудных для усвоения.

Сотрудничайте!

Невозможно корректировать грамотность ребенка без его активного участия, сотрудничества с ним. И дело не только в том, что для успешной корректировки грамотности необходимо добросовестное и своевременное выполнение всех заданий. Ваш ученик сам может себе существенно помочь. Именно ему нужно поручить вести журнал учета допущенных ошибок. Причем учитывать нужно все ошибки. Отдельно – допущенные в диагностических тестах (№ 1,2,3,4 и т.д.), отдельно – в других видах работы. Можете придумать форму журнала сами. Вести журнал учета ошибок необходимо хотя бы потому, что и вы, и ваш подопечный должны видеть, уменьшается или увеличивается число ошибок, допущенных на то или иное правило. Это своеобразный барометр хода занятий, их успешности или бесполезности. Динамика исчезновения или появления все новых и новых ошибок подскажет вам задание на завтра.
Кроме журнала учета ошибок, ваш ученик сам может попытаться составлять материалы к уроку, к примеру, рабочие карточки по данному вами образцу. Эти карточки, кстати, можно использовать на занятиях с другими детьми. В конце концов, видов самостоятельной работы может быть очень много. Все зависит от вашей совместной фантазии и желания творить. От сотрудничества к сотворчеству – таким может быть вектор совместной работы.
Уча учусь – наиболее эффективный принцип обучения, известный с незапамятных времен. И потом, если ребенок вместе с вами прикладывает совместные усилия в таком непростом деле, как коррекция грамотности, если он становится вашим ассистентом, помощником, сотрудником, этот процесс идет куда быстрее и эффективнее, да и работать вместе куда приятнее, чем в том случае, если вы – ведущий, а ребенок – ведомый, и только.

Тяжело в ученье...

На каждом занятии необходимо, кроме заполнения коррекционных карточек, писать под диктовку. Причем не только отдельные предложения, но и связные тексты, поскольку диктант – один из основных видов проверочных работ в школе. Кроме того, некоторые институты до сих пор проводят экзамен по русскому языку именно в форме диктанта. А в некоторых вузах абитуриенты пишут изложения, сочинения или заполняют тесты. Если вы готовите своего подопечного к выпускным экзаменам или поступлению в вуз, необходимо в первую очередь адаптировать его именно к тому виду работы, который предстоит на экзамене. То есть готовиться нужно целенаправленно, развивая в первую очередь или слуховой, или зрительный навык грамотного письма.
Исправления – это хорошо
или плохо?
Особо стоит сказать о таком явлении, неизбежном в деле коррекции грамотности, как исправления. Это очень серьезный знак для преподавателя. Если ребенок раз за разом делал ошибки в словах с теми или иными орфограммами, а после коррекционных занятий поначалу (по привычке) продолжал в этих словах ошибаться, но при самостоятельной проверке начал свои ошибки исправлять – это хороший знак, свидетельствующий о том, что «процесс пошел». Не менее серьезный знак – обратная ситуация, при которой верное написание заменяется неверным. Значит, орфограмма еще не устоялась.
Нужно терпеливо и спокойно вести ребенка к написанию без исправлений. Торопить ученика, а тем более требовать, чтобы он сразу писал грамотно, нельзя. Всему свое время. Количество исправлений, особенно если их много, стоит тоже учитывать, чтобы добиваться постепенного их уменьшения.

Ставьте оценки осторожно

Крайне важно во время занятий психологическое состояние ребенка. Многие дети, которым нужно оказывать столь специфическую помощь, как коррекция грамотности, неуспешны в школе, считают себя людьми, не способными к обучению, не верят в свои силы. Таких учеников необходимо успокоить и морально поддержать, вселить в них уверенность. Одно это иногда способно творить чудеса. Поэтому и оценки в ходе коррекции ставить нужно очень осторожно. В домашних работах стоит отмечать только количество допущенных ошибок и, разумеется, разбирать их. ДДТ № 1 не стоит оценивать вовсе. Что же до текущих диагностических тестов – их можно оценивать в зависимости от начального уровня. Если количество ошибок, допущенных в ДДТ № 2, меньше первоначального хотя бы на 50 %, это «5», если на 20–25 % – «4», если оно остается прежним – «3». Неудовлетворительных оценок лучше не ставить вовсе. Тот же подход стоит применять и при оценке тестов № 3, 4 и т.д.

Нельзя вести ученика вслепую

Протестировав ребенка, выяснив, в какой мере он нуждается в коррекции грамотности, на какой стадии запущенности находится его «заболевание», необходимо сообщить ему о том, насколько серьезна его ситуация. В идеале (хотя бы примерно с точностью до двух-трех занятий) нужно сказать ученику, сколько понадобится коррекционных занятий, чтобы существенно улучшить ситуацию. Есть случаи, при которых ваше вмешательство можно ограничить 10–12 занятиями. Бывает и так: ситуация настолько серьезная, что заниматься нужно в течение года. Важно, чтобы ребенок знал, какой путь ему предстоит пройти вместе с вами. Вести его вслепую бессмысленно, поскольку коррекция грамотности – это совместный труд.

Сергей ШТИЛЬМАН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru