Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2002

Первая тетрадь. Политика образования

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Людмила БОРИСОВА,
доктор социологических наук
г. Новосибирск

Взросление как коммерческий проект

Исследовать отношение молодых людей к тому новому, что появилось в России с 90-х годов, – значит понять, какую роль будут играть ровесники перестройки в завтрашней экономике, политике, культуре и, что не менее важно, в повседневной жизни. Они в ближайшие полвека будут определять порядок и безопасность в домах и на дорогах или, напротив, нарушать покой своих соседей, родителей и друзей,  они станут растить детей в своем образе жизни и воспитывать в духе собственных ценностных предпочтений. Новое поколение, как и все новое, включая приватизацию, демократию, рыночную экономику, – загадка.  К чему стремится поколение next? Попробуем рассмотреть плюсы и минусы включения подростков в новые экономические отношения, сделаем попытку исследовать двойственное влияние бизнеса на сознание и поведение подростков – социализирующее и криминализирующее.

Деньги нужны детям не меньше, чем взрослым.
Недостаточно есть, спать и учиться. В жизни много такого,
без чего трудно обойтись. Хотя бы комнатные цветы...
Януш Корчак.
“Маленький бизнесмен”

Вот уж действительно, без чего мальчику-подростку трудно обойтись, так это без комнатных цветов... Ну просто нет жизни... Эта тонкая ирония с особой глубиной подчеркивает уважение к детским потребностям. Януш Корчак понимал, что нельзя удовлетворить потребность в деньгах за чужой счет. Он хотел научить детей зарабатывать деньги – честно и с умом. “Маленький бизнесмен” – это повесть о мальчике, открывшем в своем классе кооператив. Мальчик, правда, американский. Может быть, автор полагал, что для польских подростков опыт американского ровесника будет более убедительным.
История школьного кооператива полна драматизма. Не обошлось без обмана и краха. Однако мысль о необходимости познать секрет экономического успеха сопровождает книжку. Через сомнения и размышления начинающего предпринимателя Джека Фултона, его личное упорство, сотрудничество с товарищами по классу, взаимодействие со взрослыми становятся доступными детскому пониманию сложные экономические категории – учет, кредит, налоги, банк, банкротство, страховка, оптовые закупки, скидки, прибыль, взаимопомощь, ответственность…
Повесть “Маленький бизнесмен” написана в 1924 году. Российский читатель смог познакомиться с ней спустя более чем полвека. Впервые книжка была переведена на русский язык в 1992 году. Видимо, настало время побеспокоиться о денежных потребностях наших детей, о том, как помочь юным бизнесменам освоить честные правила организации собственного дела.

Работа и бизнес в сознании российских подростков

Оказалось, что в сознании многих старшеклассников работа и бизнес – не одно и то же. Не все подростки, которые занимались бизнесом, сказали, что они работали. Выходит так, что можно заниматься бизнесом, но не считать это работой, даже если получаешь неплохие деньги. Что думают об этом юноши и девушки, оканчивающие школу, как они трактуют понятие “бизнес” – слово, весьма прочно вошедшее в их лексикон?
В большинстве случаев школьники разводят понятия «работа» и «бизнес», вкладывают в них различное содержание, реже – представляют бизнес как разновидность работы:
«Мне кажется, что работа и бизнес – это две похожие, но различные вещи. Бизнес – это дело, которое заинтересовало тебя, ты сам создал его, а работа – это место, где ты не всегда работаешь с интересом».
«В моем понимании слово “бизнес” означает род коммерческой деятельности, приносящей доход. Я разделяю два таких понятия, как работа и бизнес, т. к. работа – это учитель, повар, плотник, шофер и др., а бизнесмен – это бизнесмен».
Подавляющая часть школьников связывают представления о бизнесе с процессами уличной торговли, с деятельностью, не требующей специального образования, подготовки или умений:
«Сейчас существует масса компаний, которые привлекают к торговле людей, не имеющих специального образования. Бизнесом можно заниматься даже школьникам».
«Бизнес для нас и наших сверстников – это торговать в ларьке».
«Я не против бизнеса. Например, мой друг летом купил мотоцикл, а потом, когда на нем немного покатался, продал его на 900 рублей дороже».
Редко взгляды школьников на бизнес носят масштабный характер. Для очень небольшой группы подростков бизнес связан с крупными предприятиями, деятельностью, имеющей уровень макроэкономических процессов, лишь немногие определяют «бизнес» глобально:
«Для меня бизнес означает прибыльное зарабатывание денег, как правило, в сфере большой экономики».
«Бизнес – это крупная коммерческая деятельность, в которой вы большой предприниматель и решаете все проблемы».
Бизнес в отличие от работы – это возможность проявления инициативы и самостоятельности, это работа на себя, невмешательство государства, сфера формирования экономической свободы:
«Для меня слово “бизнес” означает занятие коммерцией, заработок денег вне зависимости от государства».
«Бизнесом человек занимается сам. А работу человеку дают».
«Занимаясь бизнесом, ты имеешь возможность почувствовать себя самостоятельным человеком».
Бизнес – это наличие риска, опасности, криминальных связей:
«Сейчас преуспевающий бизнесмен рискует своей жизнью намного больше, чем какой-нибудь агроном или строитель. Бизнес для меня – это жизнь, может быть, и в удовольствие, но в то же время с большой долей риска».
«Мне кажется, бизнес – это такое дело, в котором участвуют наиболее рискованные и предприимчивые люди».
«Бизнес – это такое дело, которое приносит прибыль и этим заниматься рискованно, потому что всегда есть конкуренты или иные соперники по твоему делу».

Качественный анализ показал, что понятия «работа» и «бизнес» для многих молодых людей – не праздный вопрос. Бизнес актуален. Подростки «улавливают» его основные черты, не только связывая с самостоятельностью и инициативой, но и с определенной долей риска. Тревожит еще и то, что большая доля подростков имеет примитивные представления о бизнесе. Бизнес стеснен горизонтом торговли: уличной, в ларьках, связанной с перепродажей самого низкого, вульгарного уровня. Все это говорит о необходимости скорейшего вмешательства системы образования, других социализирующих институтов в процесс формирования молодых людей как полноценных, грамотных, успешных бизнесменов, то есть честных, свободных, правопослушных работников и высоконравственных людей.

Кто включается в бизнес – дети из бедных или богатых семей?

Кто включается в бизнес охотнее и в более раннем возрасте – дети из бедных семей или отпрыски состоятельных родителей? Обывательскую логику жизни – зарабатывать надо прежде всего тем, кому денег недостает, – в очередной раз посрамляет логика политэкономии капитализма: богатые хотят и скорее всего будут жить богаче, и мы видим: их дети в первых рядах бизнесменов, бедные не спешат в эти ряды. Так, 22% подростков с высоким уровнем материального положения сказали, что они занимались бизнесом, и только 12% их сверстников из бедных семей попробовали включиться в коммерческую деятельность. При этом полностью исключают для себя возможность вступить на этот путь (сказали «Нет, и не хочу») только 23% подростков из обеспеченных семей, а из бедных гораздо больше – 34%.
Под влиянием полученных нами эмпирических данных сама собой напрашивается гипотеза о развивающейся в России имущественной преемственности: доля подростков, желающих стать богатыми, выше среди богатых семей, чем среди выходцев из семей с низким уровнем жизни.
В советские времена социологи изучали проблемы семейных династий – шахтеров, сталеваров, доярок. Тогда громогласно поощрялась и приветствовалась профессиональная преемственность в семьях рабочих и колхозников и негласно осуждалась потомственность в семьях интеллигенции. Однако ни о какой имущественной преемственности ни в те времена, ни в сегодняшней рыночной российской действительности социологи не говорили. Все это относилось лишь к прошлым векам или зарубежной жизни. Мы, как исследователи, честно говоря, задумываемся об этом впервые.
В связи с тем, что желание стать богатыми, включиться в бизнес-деятельность становится идеей, которая все больше овладевает массами подростков, на нее следует обратить внимание и подвергнуть многостороннему изучению.

Итак, богатство любой ценой?

Привычка старшего поколения жить в уравнительном, чаще всего минимальном достатке, сформировала представление о бедности как о норме жизни. “Богатые – грабители, экспроприаторы, бедные (люмпен-пролетариат) – честные и нравственные люди” – эта старая идеологема прочно укоренилась в массовом сознании россиян. На этом фоне положительное отношение молодых людей к богатству кажется вопиющей безнравственностью.
Однако настороженное отношение к деньгам и богатству в обществе не так уж беспочвенно. Оно возникает из-за неприятия криминальных средств достижения богатства.
Поиск легких путей достижения богатства, неразборчивость в выборе средств, тем более желание стать богатым с риском уголовного наказания – эти антисоциальные нормы, все более распространяющиеся в молодежной среде, не могут принять не только люди со старыми взглядами, но и молодежь с новым мышлением. Богатство станет новой ценностью, когда оно будет достигаться не любой ценой, не путем преступления, а трудом и умом. 90% обследованных нами выпускников средних школ в основном разделяют эту позицию.

Источники денежных средств подростков

“Да не оскудеет рука дающего...” Хорошо, когда родители в состоянии удовлетворить потребности детей. Однако мы очень упростили бы проблему, полагая, чем больше денег дети будут получать от родителей или даже зарабатывать сами, тем меньше станет случаев добывания денег скрытыми способами.
В основе криминализованных способов добывания денег лежит не только бедность, но и жажда богатства. И это относится не только к детям, но и к взрослому миру, большому криминалу в особенности. Социально-психологическая предрасположенность к наживе с помощью хитрости и силы проявляется уже среди 17-летних, а может быть, и задолго до возраста окончания школы. Что говорят об этом сами подростки?
Богатство как ценностная ориентация оказалось сильным дифференцирующим фактором не только сознания, но и поведения в отдаленном будущем, когда наши подростки станут взрослыми, самостоятельными людьми и возьмутся за добычу этого самого богатства. Представленные здесь данные показывают, что уже сегодня половина мальчиков и четвертая часть девочек, которые сказали, что они хотят стать богатыми даже с риском уголовного наказания, достают деньги способами, о которых не хотели бы говорить. И это происходит в условиях, когда более 70% мальчиков и 90% девочек из этих, жаждущих богатства любой ценой, получают на свои расходы деньги от родителей.

Трудности рынка: чем рискуют подростки?

Предпринимательская деятельность представляет собой зону повышенного риска – и не только экономического, но и физического. Профессор О.Н.Яницкий на основе анализа эмпирических данных утверждает: за 90-е годы Россия стала обществом всеобщего риска. Это касается не только “взрослого” общества. Дети, находясь в тех же экономически и экологически опасных обстоятельствах, подвергаются объективно возникающему риску, при этом и сами дети своим поведением создают опасные ситуации или попадают в них по неопытности.
Какие трудности приходится преодолевать юным бизнесменам? Сопровождается ли экономическая инициатива подростков конфликтностью отношений с людьми, властями, хозяевами? Какого рода опасностям подвергаются экономические неформалы? Каковы масштабы аморализма – мошенничества, вымогательства, обмана, недоверия, драк? Как представляют себе это выпускники школ?
Представления юношей и девушек о тех трудностях, с которыми приходится сталкиваться подросткам в бизнесе, немного отличаются друг от друга. Девушки-старшеклассницы имеют более наивное представление и судят об этом в большей степени со школьных позиций, понимая, что бизнес не способствует выполнению главной задачи в их сегодняшней жизни – успешному окончанию школы. На первых местах в ранжированном ряду у девушек оказались: недостаток свободного времени (36,9%) и снижение успеваемости (30,8%). Их одноклассники-мальчики на первое место поставили проблемы покруче – разборки, драки (30,5%), включив в первую тройку значимых трудностей и конфликты с милицией (27,1%). В целом и те и другие более или менее одинаково расценивают характер трудностей и конфликтов, связанных с предпринимательской деятельностью их сверстников.

Характер трудностей, конфликтов и опасностей, с которыми столкнулись многие люди, в том числе и подростки, в неформальной экономике, не выходит за рамки общей картины российского рынка. Вот какие заключения об этом делает профессор Б.Б.Родоман: “В капиталистической экономике преобладают горизонтальные связи между равноправными продавцами и покупателями рабочей силы, вещей, услуг, а для России это нетипично; у нас один партнер ставит условия и господствует, а другой принимает и подчиняется”.

Положительный опыт подростков – экономических неформалов

Развитие рыночных отношений в экономике современной России способствует появлению новых социальных норм и ценностей, статусов и ролей, видов деятельности и рабочих мест, которые человек может не только занять, но и создать самостоятельно. Изменяются социальные требования к людям, становятся социально востребованными такие человеческие качества, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, организаторские способности.
Люди по-разному относятся к этим новым условиям и видам деятельности, в том числе к бизнесу и коммерции, видят и ценят в них разное. Жизненные установки молодых людей, сформировавшиеся за 17 лет их роста и взросления, определяют разное отношение к тому положительному, что может дать занятие бизнесом. Рассмотрим это сквозь ту же социально-психологическую призму – через отношение подростков к богатству.

Все три группы молодых людей, но в разной мере (от 70 до 94%) считают, что главный положительный результат участия в бизнесе – деньги. Это понятно и естественно: деньги – сущностное ядро бизнеса, коммерции, всей неформальной экономики. Многое хорошее, что дает бизнес, одинаково оценивают подростки, относящиеся к группам с разными ценностными ориентациями: они почти одинаково высоко оценивают значимость приобретения жизненного опыта (50%), уверенности в себе (50–60%), развития организаторских способностей (40–50%). Однако довольно дружно, но весьма сдержанно они проголосовали за получение опыта профессиональной ориентации (15–20%).
То, что бизнес-деятельность дает возможность приобрести деловые связи с нужными людьми, завязать полезные знакомства, а то и дружбу с партнерами, понимают все, но особенно высоко оценили значимость этого те подростки, для которых богатство является суперценностью. Они знают, как трудно, а то и невозможно действовать в одиночку, что новичкам, не имеющим покровителей и компаньонов, удержаться в бизнесе, дающем большие деньги, сложно.
Стоит обратить внимание на совершенно разное отношение к такому важному делу, как помощь семье. Около 42–43% подростков, принадлежащих к группам законопослушных и безразлично относящихся к богатству, уверены, что бизнес приносит пользу семье. Видимо, свои заработки они в основном отдавали родителям. А у жаждущих богатства любой ценой помощь семье оказалась не только на предпоследнем месте, но получила самый низкий процент голосов (около 30%). Здесь может быть несколько причин: 1) сами подростки не стремятся к участию в формировании денежного бюджета семьи, 2) семья не нуждается в дополнительных деньгах или 3) родители не в состоянии потребовать от детей денежного взноса.
В обществе с рыночной экономикой формируются противоположные тенденции социализации молодежи. Первая несет в себе позитивные жизненные ориентации – стремление продуктивно и честно трудиться, возможность проявить свою социальную сущность, сформировать социальные качества, необходимые для освоения новых предлагаемых обществом правил поведения, развить интерес к знаниям, осмыслить ценность бескорыстного отношения к людям и делу и т. п. Однако набирает силу другая тенденция, связанная с наживой, потребительством, обманом, где для достижения целей используются любые средства, как сейчас говорят, “грязные технологии”.
Деятельность подростков в сфере неформальной экономики также приносит противоположные результаты, по-разному влияет на молодых людей – одних социализирует, приобщает к социальным нормам и ценностям, других делает изгоями, нарушителями, маргиналами и девиантами.
Нам не хотелось бы в заключение оставлять впечатление, будто мы представляем подростков в виде объекта, ставшего жертвой суровых обстоятельств рыночной неформальной экономики. К сожалению, таких жертв немало. Мы хотим еще раз подчеркнуть: объект нашего исследования вполне сознательный субъект общественной жизни, имеющий собственные взгляды, намерения, интересы, проявляющий социально-экономическую активность. Думаем, что выдержали эту позицию, изучая бизнес как фактор становления социальной субъектности юношей и девушек. Учитывая их молодость и социальную незрелость, мы предъявляли больше требований к обществу, чем к ним, осуждали волчьи законы бизнеса, охраняя юных “овечек”. Это исследование мы намерены продолжать.

Распределение ответов на вопрос “Занимался ли бизнесом, коммерческой деятельностью?” в зависимости от оценки (самооценки) уровня материального положения своей семьи, %

Распределение ответов юношей и девушек на вопрос “Как ты относишься к богатству?”, %

“Каковы источники твоих денежных доходов?” Распределение ответов подростков в зависимости от отношения к богатству, %

Распределение ответов старшеклассников на вопрос «С какими трудностями приходится сталкиваться твоим сверстникам в бизнесе?», %

“Что хорошего дают занятия бизнесом, коммерцией?”
Распределение ответов в зависимости от отношения к богатству, %


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru