Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2002

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ

Светлана ПОПОВА

Умный, взрослый, свободный...

Согласиться с тем, что это сказано о вашем ребенке, легко, пока речь не идет о конкретной ситуации. Например, о выполнении домашних заданий

Каждую осень толпа озабоченных мамаш мается: делать ли с ребенком уроки, сидя рядом, или пустить все на самотек, как товарный поезд под откос.

Обращаться за советом к учителю в данном случае бесполезно. Любой здравомыслящий учитель порекомендует тотальный контроль, долговременные занятия, каждодневную проверку. Маме, пожалуй, нужно абстрагироваться от видения строгого школьного здания и укорительного учительского перста – соблюсти интересы ребенка.
Кто-то, не уверенный в себе, будет чувствовать себя под защитой, когда во время выполнения заданий мама находится рядом. В любой момент можно попросить проверить задачку, объяснить и два, и три раза. Да и просто присутствие мамы некоторых детей умиротворяет. Пусть вопрос не по теме: “А ты меня любишь?” Зато дело идет успешно.
Свободолюбивое дитя некоторое время потерпит надсмотрщика над своими копошениями, но однажды может взбунтоваться. А кто-то даже хуже станет заниматься под постоянным приглядом, нервничать, как на экзамене. Отсюда ошибки, помарки. Результат худший, чем можно ожидать.
А лентяй будет злиться, что никак не увильнуть от надзора. Еще и надерзит: иди, мол, мама, куда-нибудь по своим делам. А кто-то вообще хотел иначе день распланировать: в сей момент ему надо кое-что важное в личный дневничок записать и кое-кому срочно позвонить. А тут мама – боевая и полная сил. Вот он и делает уроки криво-косо, показушно, нате вам, подавитесь! Голова ребенка далека от раскрытого учебника, мама бьется в отчаянии.
Есть еще тревожный момент – привыкание. Постоянная поддержка, контролирование, пусть самое разумное, подотчетность – и ребенок теряет способность к самостоятельному движению вперед. Останавливается, когда не подталкивают. Не секрет также, что почти для всех детей, с кем родитель сидит над уроками как сыч, отсутствие родственников дома – праздник. Такое дитя само после школы ни за что рюкзак с тетрадками не распакует. Ждет привычно, чтоб мать сказала: “Садись за уроки!” А без мамы будет перекладывать бумажечки, есть, писать письма, слушать музыку. А то и гулять усвищется дотемна.
Не всякая мама обладает талантом учителя, который включает в себя безграничное терпение, многократное объяснение одного и того же, допуск возможных ошибок. Вот и слышишь иногда: “Ребенок даун”, “Сын тупой”. Мать в крике, слезах и раздражении. Ребенок оскорблен и подавлен. Отношения испорчены, а цель не достигнута.
Случается, что и педагог, спокойно управляющийся с 30 учениками в классе, дома со своим чадом совладать не может.
Кстати, мама, как вы предполагаете делать уроки с ребенком после работы, когда и вы, и воспитуемый устали? Или совсем не ходить на работу? Известны примеры профессионально неудачных женщин, которые посвятили все свое свободное время нависанию над двоечным ребенком. Это оправдание многому. Не работает, дома век не топлено, не готовлено, волосы не ухожены: “А когда мне, я с ним уроки делаю”. Опять же цель найдена и объявлен смысл.
Одна знакомая мама по второму разу прошла всю программу средней школы, прямо преподавать может, как учитель-универсал. Высшая математика – с ходу, разбор слов по составу – не глядя, географические карты – на ощупь. А сын учится плохо! Занятия с мамой, как наказание неизвестно за что. А если у вас не один ребенок? А если не два? Вот так, заломив руки, скажешь: “Господи! Есть же такие дети, что учатся сами!”
Мне кажется, что своим приглядом мы лишаем ребенка сразу многих возможностей: не формируются свобода, умение распределить время. И такую вещь, как ответственность, заложить в ребенка практически невозможно. Хотя ваш личный пример, конечно, убеждает, все же чувство ответственности ребенок воспитывает в себе сам, когда вы ему дали понять, что это хорошо.
Есть еще вариант: внезапные проверки. Нахрапом, так сказать. “А расскажи-ка ты мне, мил друг, что ты сегодня учил по биологии!” Проглядите задачки, упражнения по английскому. Проверки изредка мне видятся более разумными. Или так: вы знаете, что у ребенка провалы, скажем, по физике. Вот и занимайтесь именно этим предметом. И только до исправления оценки!
Избегайте разногласий с учителем. Если ребенок говорит: “Нам в школе объясняли по-другому”, – не шипите: “Идиотизм”. Гните одну линию с преподавателем.
Сегодня школы обильно предлагают бесплатные дополнительные занятия, вот пусть ученики и ходят. И помимо дополнительных ни один учитель никогда не откажет, если подойти к нему и ткнуть в страницу: вот здесь я ничего не понял. Разумеется, педагог не обязан зубрить с вашим ребенком таблицу умножения и неправильные глаголы, это уж извольте дома сами.
Если родитель забыл за старостью лет и ненадобностью объем программы средней школы, в этом не стыдно признаться. Принес ребенок учебник химии: “Проверь, мама”. Скажите честно: “Я в этом не понимаю ни крошечки, могу проверить по учебнику и формулы. А задачки, извини, уж сам!”
Взрослый! Представь, что у тебя на работе шеф всю дорогу стоит над душой, контролирует каждый чих, сердится на ошибки. Озвереть же можно!
Давайте жить, как умные, как взрослые, как свободные. Ребенок сам выберет время для домашних заданий, темп и способ выполнения. А вы, родитель, все равно будьте рядом. Непонятно, не уверен – позови, на работу позвони. Я помогу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru