Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ 
 

Мы привыкли думать, что учеба – это серьезно, а всякие игры-игрушки – детская забава, разрядка, отдых в свободное от важных дел время. “Делу – время, потехе – час”. Однако с древнейших времен дети упорно продолжают играть и, возможно, именно так получают знания о жизни, о себе, о людях. Сегодня арсенал развлечений неимоверно вырос, появились электронные, компьютерные забавы. Родители недовольны: отвлекает от школы, мешает делать домашние задания. А может, школа иногда становится помехой живой познавательной деятельности ребенка? Вопрос в том, чему мы хотим научить, как понимаем смысл и цели образования.

Евгений САБУРОВ,
доктор экономических наук,
директор Института проблем инвестирования

Время азартных уроков

Известный ученый, общественный деятель, поэт и драматург Евгений Федорович Сабуров утверждает, что на смену веку информации и науки приходит век игры или, точнее, «игрового общества». Свою позицию автор аргументирует наблюдениями и фактами из области бизнеса, финансов, искусствознания, культурологии и поэзии. Гипотеза имеет успех. Причем в первую очередь среди психологов и педагогов.

Фантики акций

Давайте внимательно посмотрим на сегодняшний мир и попытаемся понять, кто в нем успешен. Оказывается, не специалисты в традиционном смысле слова, не ученые и даже не инженеры-практики. Преуспевают люди совершенно иного склада – те, кто умеет четко поставить задачу, ограничить ее и найти для нее решение. Причем задачи эти, как правило, связаны с поведением других людей. А это и есть игра. Все сильнее мир больших денег и больших проектов начинает походить на игру.
Самым главным стало не пытаться, как это было раньше, понять мир, чтобы изменить его; сегодня достаточно понимать правила игры, в которой участвуешь. Навыки игрока становятся существенно важнее для успеха в жизни, чем багаж знаний. Информация подешевела и стала общедоступной. За ней теперь не стоит отправляться в университеты, вполне можно обойтись Интернетом. Сегодня важнее доступ к информации, выбор справочного материала для принятия решения об оптимальном поведении. Информация переходит из состояния личного богатства в состояние общественного справочного ресурса. Ценится способность определить, какого рода справочные данные нужны для решения той или иной конкретной задачи.
Так получается, что не усердие, не память, не знания, а именно умение играть выходит в жизни каждого из нас на первый план.
Надо уметь бороться за свои права, что тоже является своего рода игрой, и без знания ее правил и нюансов вряд ли удастся преуспеть. И суды, и вся юриспруденция в целом – это самые настоящие игры. Увлекательные, азартные. А навыки игры удается приобрести только играя.

Американское шоу

У нас в образовании долгое время упор делался на приобретение знаний, на их накопление. Оказалось, это не совсем то, что сегодня требуется. Доказательство тому – Европа и Америка. По уровню знаний европеец даст сто очков вперед американцу. Но игровое начало, которое американцы культивируют в себе с детских лет, все эти конкурсы, соревнования, шоу, постоянные выигрыши и проигрыши сформировали чрезвычайно адаптированную к нынешним условиям нацию. И вот результат: европейцы проигрывают американцам экономическое соревнование, хотя по промышленному потенциалу Европа не уступает Америке.
Да, информация потеряла свою былую ценность. Но только недальновидные, я бы даже сказал, недалекие, люди под этим предлогом начинают ставить под сомнение само образование.
Специалисты действительно склонны тянуть дело не туда, где оно успешнее всего делается, а туда, где они точно знают, как его делать. Иными словами, они начинают «подвинчивать» дело под собственные знания и проигрывают. Проигрывают простым игрокам, менеджерам, которые не гонятся за глубиной, а стремятся только к эффективности. Но это продолжается весьма недолго. Через некоторое время выясняется, что менеджер должен осваивать стратегическую ситуацию, знать больше, думать глубже, понимать, что играет не в локальную, а в глобальную игру. Речь о том, что необходимо не учить вообще, а заставлять решать задачи. Игровое образование – это не отсутствие образования, это просто несколько другое образование.

Ручка, телефон, компьютер…

Мне кажется, уже сейчас можно было бы попытаться структурировать знание не с помощью предметного деления, но с помощью обозначения проблем. Сосредоточившись на проблеме, легче построить демонстрационную «начинающую» игру, которая позволит ученику заняться постановкой и решением отдельных задач-вопросов. Роль экзаменов-испытаний могла бы в таком случае выполнить сеть игр. Наиболее важным при этом представляется заключительная рефлексия всех участников игры вместе с педагогом.
Признаюсь, большие надежды я возлагаю на Интернет. Ведь это чрезвычайно эффективная игровая технология, позволяющая одновременно соревноваться и побеждать массе людей. Она пришла не из педагогики. Она подарена педагогике так же, как когда-то ей подарили карандаш, ручку, бумагу, и оказалось, что все это нужно для процесса обучения. Образовательную игру можно организовать в Интернете, привлекая самые квалифицированные кадры. При этом, конечно, существенно изменится роль учителя, он превратится в наставника, участвующего вместе с учениками в игре. Он может считывать из Интернета не только содержательные, предметные методики, но и методики организации самой игры, сможет обращаться за консультацией в живом режиме. Результаты игры тоже могут быть представлены предельно широко. Это вам не единые экзамены или тесты, которые всегда вызывают большущие сомнения. Соревновательный метод куда объективнее, он сразу показывает, кто так себе, а кто действительно умный.
Такая образовательная практика возможна для детей самого разного возраста. В отношении Интернета возрастные ограничения вообще не работают. Я смотрю по своей младшей внучке, которой пять лет. Про старшую, семилетнюю, я уж и не говорю. Она все знает и умеет. Другое дело – почему этим колоссальным ресурсом так плохо пользуемся мы, взрослые? Основной репертуар игр для маленьких детей – это все те же «стрелялки от первого лица». То, что нужно все время попадать дротиком кому-то в глаз, вызывает у меня просто ужас. Я понимаю, что и в такие игры дети должны играть. Они отрабатывают реакцию, внимание, но ведь можно же и другие задачи ставить...
Я не боюсь, что компьютер и Интернет вытеснят ролевые игры. Не надо бояться изобретений. Когда изобрели телефон, тоже был крик, что это разобщит общество, а отцы-основатели телефонной связи говорили, что превращают весь мир в одну семью. И оказались правы. Я не думаю, что Интернет каким-то образом разобщит людей; конечно, это будет иное общение, непривычное. Помните, замечательные старые фильмы, где показывали заграничные биржи: игроки беснуются, кричат, размахивают руками... Зрелище! Мне всегда хотелось увидеть это, что называется, вживую. В Цюрихе я специально отправился на фондовую биржу. И был удивлен, что там человек пятнадцать сидят, пьют воду из бутылочек, расслабленно беседуют. На мой изумленный вопрос: «Что же это такое творится?» – услышал ответ: «Так все теперь за компьютерами сидят по домам или в своих офисах»

Теория сигнала

Исчезли не эмоции, не азарт игроков, исчезли лишь привычные формы их проявления.
Сейчас очень распространена теория сигнала, по которой образование ничего не значит для жизни, для будущего человека, университетский диплом является не свидетельством наличия знаний (они никому не нужны – за три месяца на рабочем месте можно научить любого делать то, что нужно), а лишь сигналом того, что человек активен, что он чего-то хочет. Меня такая позиция сначала возмутила, а потом заставила задуматься. Так и возникла концепция “игрового общества”.
Я думаю, с этих позиций пора написать работу по экономике образования. Эта наука занимается изучением места образования в культуре, в макроэкономике, пытается определить, какую роль оно играет в жизни общества, дает ли что-то людям, растет ли национальное богатство в результате того, что население становится более образованным. На эту тему в России работ пока нет. У меня скоро выйдет книга «Власть отвратительна» (главы из нее уже есть в Интернете). В ней, в частности, поднимаются эти вопросы. Обсудим их вместе?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru