Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2002

Первая тетрадь. Политика образования

МИНИСТЕРСТВО КОЛЛЕГИЯ
Ольга ДАШКОВСКАЯ

Кто поможет психологу?

Очередная коллегия Министерства образования была посвящена совершенствованию организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии в системе образования России.

Белое пятно мониторинга

В следующем году службе практической психологии исполнится 15 лет. Главный итог прошедшего периода сформулировал академик РАО, один из основателей этой системы, Александр Асмолов: “Сегодня никого не нужно убеждать, что служба практической психологии состоялась, что появился спрос на психологическую культуру”.
И все-таки анализ ситуации показывает, что Служба практической психологии образования находится в самом начале пути.
Сегодня в российской системе образования насчитывается 64000 практических психологов, в то время как в 1988 году их было не более 5000. Эти специалисты работают в школах, детских садах, детских домах, а также в государственных и муниципальных учреждениях нового типа – центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи (сокращенно ППМС-центры), число которых превысило 850. Ежегодно в них обращаются до 10 тысяч подростков, родителей и педагогов.
Как подчеркивалось на коллегии, психологи работают не только с “отклонениями, но и с нормой”, оказывая поддержку всем категориям детей. По данным мониторинга, проведенного Министерством образования, дети, втянутые в асоциальные формы поведения, назвали психолога наиболее востребованным специалистом, который помог им в разрешении их проблем.
Александр Асмолов строит и вовсе неутешительные прогнозы: по его словам, нас ждет “взрыв конфликтов на религиозной и этнической почве”.
Готовы ли российские психологи к выполнению тех задач, которые ставит перед ними жизнь?
Если на Западе на одного психолога в системе образования приходится 100 детей, то даже в Москве это соотношение выглядит как 1 к 1,5–2 тысячам.
По России аналогичный показатель никто не вычислял (для этого планируется провести специальный мониторинг).
Однако и без мониторинга известны все белые пятна: не хватает психологов в сельских районах, в ПТУ, где учатся дети группы риска. Фактически отсутствует служба практической психологии в вузах.
По убеждению Виктора Семикина, декана факультета психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена (г. Санкт-Петербург), “за счет количественного увеличения армии психологов и даже существенного повышения качества их подготовки не исчерпать всех проблем. Успех в этой сфере зависит от психологической грамотности всех участников образовательного процесса. В повышении психологической культуры нуждаются руководители образовательных учреждений, учителя и родители, сами дети”.

Нужны новые институты

В мае планируется проведение съезда практических психологов. К этому событию специалисты намерены выполнить большой объем работы, в том числе принять Комплексную программу развития службы практической психологии, создать Федеральный научно-методический центр службы практической психологии с отделением экстренной психологической помощи.
По мнению А.Асмолова, одной из главных функций практической психологии должны стать прогнозирование и экспертиза управленческих решений. Поэтому имеет смысл возродить программу “Психологическое проектирование образовательной политики”, которая действовала в Министерстве образования в 1997–1998 гг. в рамках НИР.
Но самую горячую поддержку коллег встретила идея Александра Григорьевича о том, что служба практической психологии в образовании должна перерасти в аналогичную структуру, которая оказывала бы консультативную и профилактическую помощь различным категориям населения. Тогда бы удалось предотвратить многие детские беды, поскольку душевное неблагополучие взрослых негативно, а порой и губительно отражается на детях.
Правда, Владимир Филиппов внес существенные коррективы в глобальные планы ученых, предложив создать всероссийскую службу практической психологии для детей и молодежи, чтобы не потерять отраслевую специфику.
А кадровый дефицит среди психологов, по мнению министра образования, можно компенсировать за счет переподготовки высвобождающихся учителей.
Поэтому психологам для начала придется навести порядок в собственном доме – в системе образования, а уже потом строить далеко идущие планы.
И очень хочется верить, что нынешние трудности и проблемы будут успешно преодолены: ведь от этого слишком многое зависит.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru