Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Занимательно, но…


Б.Ф. Сергеев.
Занимательная физиология.
М.: Просвещение, 2002

Значение «несерьезной» литературы о серьезных предметах нельзя недооценивать. Уверена, что «Занимательная физика» Перельмана сделала для популяризации этой науки больше, чем сотни добротных, но скучных томов. Поэтому любое издание такого рода можно только приветствовать. Особенно если учесть то, что после исчезновения научно-популярных передач из телевизионных программ и резкого сокращения тиражей научно-популярных журналов книга остается фактически единственным средством просвещения подрастающего поколения россиян и стран зарубежья, деликатно именуемого «ближним».

Книга очерков Б.Ф.Сергеева, несмотря на скромное название «Занимательная физиология», в действительности охватывает множество разделов биологической науки – от зоологии и до экологии включительно. И это естественно, ведь в природе все взаимосвязано. Поэтому в качестве вспомогательного пособия она будет интересна не только учителям, читающим курс «Анатомия и физиология человека», но и их коллегам, преподающим другие разделы. Особенно я рекомендовала бы ее к прочтению учителям младших классов просто «для общего образования». Ведь именно в этом возрасте дети особенно чувствительны ко всему необычному и удивительному. Но если кто-то сделает из этой рекомендации вывод о легковесности и поверхностности издания, будет не прав. После занимательного рассказа «для первоклашек» о том, как испанские конкистадоры во время своих экспедиций страдали от электрических угрей, следует подробное описание строения и функционирования электрических органов у разных животных. И так во всех разделах: информация развлекательно-необязательная «разбавляет», но отнюдь не подменяет собою подробное описание основных физиологических особенностей – дыхания, пищеварения, размножения – у различных групп живых организмов.

При этом книжка написана действительно увлекательно в отличие от многих изданий, чья занимательность не выходит за пределы заголовка и аннотации. Ее легко и приятно читать, удивляясь время от времени: «Надо же, а я и не знал»… (А знаешь ли ты, мой читатель, что для того, чтобы повысить продуктивность крупного рогатого скота, его подкармливают мочевиной? Да, да! Тем самым карбамидом, о существовании которого большинство наших далеких от химии соотечественников узнали из рекламы жевательной резинки. В специализированном отделе желудка, который называется рубцом, мочевина разлагается до аммиака, а из этого аммиака бактерии, обитающие в рубце, синтезируют белок, который затем усваивается коровой).

Однако же при всех несомненных достоинствах это издание не лишено и некоторых недостатков. Поэтому пользоваться им стоит все-таки с осторожностью, с оглядкой на другие источники. В книге, увы, достаточно много ляпов. Так, на странице 226 встречается утверждение: «У вымерших доисторических рептилий и у еще сравнительно недавно жившего на Земле странствующего голубя объем яйца был с ведро». Вообразите себе на минуточку голубя, снесшего яйцо во много раз больше себя, и порадуйтесь смелости авторской фантазии и невзыскательности редакторского взгляда. На странице 192 «гнездовые птенцы» перепутаны с «выводковыми». На странице 181 стриж-саланган назван ласточкой. На странице 52 повадки роющей осы безосновательно приписаны наезднику и т.д. и т.п. Это все, разумеется, мелочи. Но они невольно подрывают доверие к остальным любопытным фактам, приводимым в книге. А ведь не каждый из них можно проверить, не имея доступа к специальной литературе.
Любое учебное пособие нуждается в высокой степени доверия читателя, в противном случае чтение начинает напоминать детективное расследование с его обязательной перепроверкой информации при помощи нескольких независимых источников. Превращается в нудное и, не побоюсь этого слова, мучительное занятие. Сперва это поветрие коснулось учебных пособий гуманитарного цикла, теперь, похоже, начинает понемногу подбираться к циклу естественно-научному. Учебная литература перестает вызывать доверие у потенциальных потребителей. А вслед за падением доверия неизбежно и падение покупательского спроса. Особенно в том, что касается литературы дополнительной и вспомогательной. У нее просто не останется никаких шансов выжить в подступающем море информационных технологий. У книги, написанной автором, осознающим свою ответственность перед читателем, и изданной профессиональным издателем, есть преимущество перед информацией, извлеченной из Интернета: такой книге можно верить, не тратя времени на проверку и перепроверку приводимых данных. У книги безответственной таких преимуществ нет. Чем раньше издательства осознают эту печальную истину, тем лучше это будет и для них, и для нас. Но это, впрочем, уже совершенно отдельная тема, имеющая лишь очень отдаленное отношение к пособию Б.Ф.Сергеева – книге превосходной и по форме, и по содержанию, хотя, к сожалению, и не вызывающей того доверия, которое ей по статусу положено вызывать.

Мария КОНДРАТОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru