Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2002

Первая тетрадь. Политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ

Наталия ИШТРИКОВА

Концепция профильного обучения: общеобразовательные классы в старшей школе решено сохранить

Но прием в них – сделать конкурсным...

На заседании Комитета по образованию и науке Государственной думы обсуждался вопрос о концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.

С официальным докладом от Министерства образования России выступили первый заместитель министра Виктор Болотов и советник министра Анатолий Пинский.
– Профилизация старшей школы уже давно началась, и мы только стремимся систематизировать разнообразные инициативы директоров школ и ПТУ, – сказал Виктор Болотов.
Концепция профильного обучения претерпела значительные изменения по сравнению со своим прежним вариантом, что стало результатом совместной работы Министерства образования и депутатов Думы. Во-первых, в тексте зафиксирована возможность существования непрофилированных, универсальных классов, что ранее категорически отвергалось министром образования Владимиром Филипповым. Однако 75% регионов поддержали эту идею. Во-вторых, включено решение о необходимости предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов. На этом настаивают 92% регионов. Острую дискуссию вызвала норма ст. 16 Закона «Об образовании», согласно которой право на общее полное образование имеет каждый ребенок. При этом реформаторам хотелось бы обеспечить конкурсный принцип приема в классы с различным профилем. Для разрешения дилеммы, очевидно, и были оставлены «универсальные» классы.
Услышав об этом, депутаты Зоя Воронцова и Тамара Плетнева выразили обеспокоенность тем, какой уровень образования будет в непрофилированных классах: не превратятся ли они в «классы для отстающих»? Виктор Болотов пообещал, что уровень образования в «обычных» классах будет не ниже существующего ныне, а также что сокращения сети школ в связи с профилизацией не предвидится. Остается поверить на слово.
Другое дело, заметил Виктор Болотов, дополнительная аттестация для поступления в профильные классы действительно необходима. Ведь существующая система экзаменов в 9 классе не дает представления о способностях ученика!
Интересно, зачем вообще нужны такие результаты экзаменов, которые ничего не говорят о личностных и интеллектуальных данных ученика? Может быть, стоит реформировать существующую аттестацию, вместо того чтобы нагружать детей еще какими-то тестами?
Особый вопрос – содержание двухуровневых стандартов образования старшей ступени – базового и профильного. Его пока только разрабатывает группа под руководством академика РАО Александра Кузнецова. Но уже в ноябре решено внести в законопроект «О госстандарте общего образования» поправки, связанные с введением стандартов профильных.
– Уже существует новая версия примерных учебных планов, и в рекордные сроки мы выйдем на базисные планы, – пообещал Виктор Болотов.
Довольно сложная задача, с которой Министерству образования предстоит работать, – организация сетевого обучения. Поскольку далеко не каждая школа сможет организовать у себя профильное обучение, необходимо будет законодательно закрепить возможность получения профильной части образования на базе другого учебного заведения, очно, заочно или дистанционно. Очевидно, для многих отдаленных сел сделать это будет почти невозможно, и им придется довольствоваться сотрудничеством с районными ПТУ. Огромную проблему при этом представляет движение финансовых потоков за учащимися, особенно в условиях существующих межбюджетных отношений.
Трудности возникнут и с созданием в кратчайшие сроки «разгруженных» учебников по непрофильным предметам для профильных классов.
И наконец, вопрос кадров. Совершенно ясно, что для углубленного обучения в старших классах имеющегося преподавательского уровня будет недостаточно и понадобится привлечение сторонних специалистов. Они же, в свою очередь, потребуют более высокой оплаты, чем та, которая предусмотрена в образовании.
Но Виктор Болотов пообещал...
После обсуждения темы председатель Комитета по образованию Александр Шишлов резюмировал все наиболее сложные проблемы профилизации, на тщательном дополнительном изучении которых Комитет по образованию настаивает как законодательный орган. Это номенклатура профилей, их число и содержание универсального профиля, соотношение числа учебных мест по разным профилям, вопрос доступа к профильному обучению и возможности смены профиля во время обучения, реализации профильного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Депутаты выступили также категорически против аттестатов для выпускников ПТУ, не дающих права поступления в вуз, а также перспективы сокращения в структуре профилей учебных часов по предметам, лежащим в основе культурного уровня. Члены комитета заявили о своей готовности не допустить нарушения существующих конституционных прав учащихся при введении системы профильного обучения.
Создатели концепции профильного образования планируют начать предпрофильную подготовку в 9 классах с 2004 года. Если, конечно, законодатели не будут против. Учителя по умолчанию «за»?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru