Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ
БЛИЦ-ОПРОС “ПС”

Что бы вы сказали на парламентских слушаниях по стандартам?

Александр КОНДАКОВ,
генеральный директор издательства «Просвещение»:

– Прежде чем браться за разработку стандартов, необходимо ответить на главный вопрос: какими знаниями, умениями, навыками должен обладать ученик для того, чтобы добиться успеха в жизни? Нынешние стандарты на этот вопрос не отвечают, поскольку являются перелицовкой старого пиджака.

Анатолий МУДРИК,
член-корреспондент РАО,
профессор Московского педагогического государственного университета:

– Нынешние стандарты никак не соотносятся с российской действительностью. И с моей точки зрения, даже если их удастся внедрить (а это спорный вопрос, поскольку у нас строгость законов компенсируется их невыполнением), это даст тяжкие социальные последствия в виде, во-первых, катастрофического отсева детей из школ, во-вторых, «выдавливания» их на улицу и, в-третьих, полной дезадаптации учителей. Стандарты должны быть реалистичными.

Александр ГОЛЬДИН,
директор школы № 19, Екатеринбург:

– Я принципиально не хочу обсуждать, хороши нынешние стандарты в том виде, в котором они предлагаются, или нет. Должен ли современный школьник знать теорему Пифагора? уметь находить в словах корень и суффикс? владеть “навыком анализа стихотворного текста”? – все эти вопросы к проблеме стандартов вообще не имеют отношения. Обсуждать их – все равно что спорить о конструктивных особенностях самолетных пропеллеров, негласно предполагая, что такой пропеллер есть у каждого самолета. Я же настаиваю: полное право на существование имеют и реактивные самолеты, у которых вообще пропеллера нет... На чем летать – личный выбор каждого.

Алексей БАБЕТОВ,
директор муниципального образовательного учреждения «Корифей», Екатеринбург:

– Я против каких бы то ни было образовательных стандартов. Как бы хорошо они ни были написаны, какие бы гении их ни придумывали, все равно основная часть населения будет ими недовольна. Почему? Даже если оценивать стандарты, имея в виду их идеальную модель, эта процедура кажется изначально бессмысленной, поскольку в образовании вообще нельзя придумать идеального стандарта. А в наше время, когда даже фундаментальные науки меняются стремительно, вводить образовательные стандарты представляется полнейшей утопией. Кроме того, единые шаблоны загасят творчество в образовании и среди педагогов, и среди учеников.
Но я считаю обязательным принятие стандартов по финансовому обеспечению – методическому, по содержанию зданий, которых сегодня, к большому сожалению, не существует.
Похоже, что при разработке проекта совершенно не учитывались ни роль учителя как творческой личности, ни мнение родителей, и потому принятие государственного образовательного стандарта можно рассматривать как проявление недоверия и к работе педагога, и к нации в целом...

Вера БЕДЕРХАНОВА,
Кубанский государственный университет, Краснодар:

– Образовательные стандарты уничтожат всякую инициативу на корню, если будут запущены в действие. Я не против базового компонента образования, но то, как это сделано, не учитывает современной модели образования. Стандарт направлен только на проверку знаний и никак не определяет возможности для познавательной деятельности.

Людмила ДОЛГОВА,
школа «Эврика-развитие», Томск:

– Учителя нашей школы к стандартам сразу отнеслись экспертно-критически. И я их понимаю. Мне кажется, самая главная проблема в том, что те стандарты, которые прописаны в проекте, объем и уровень требований, которые заданы, не согласованы с накопленным за последние десять лет экспериментальным и практическим опытом, когда педагоги стали рефлексивно, а не отчужденно смотреть на свою деятельность.
Я считаю, что стандарты должны пройти экспертизу, в первую очередь педагогического сообщества, в коллективах, которые осмысленно относятся к своей работе. Проект о стандартах можно запускать в жизнь только после большой коррекции. А пока он тормозит все живое, что существует на сегодняшний день в педагогике.

Ирина ОСЕТРОВА,
школа № 71, Красноярск:

– Хотелось бы, чтобы новые стандарты не превратились просто в набор учебных предметов. Введение стандартов приведет к жесткому контролю за образовательным процессом в школах, что, кстати, усугубляют властные структуры. Может усилиться перегрузка учащихся.
Такое ощущение, что инновациям в проекте вообще нет места. Стандарты должны давать более широкое поле для того, чтобы школа могла сама проектировать свое пространство.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru