Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУХНЯ 

Людмила ЛЕЖНЕВА,
учительница литературы
г. Санкт-Петербург

Совсем не маленькая деталь

Без нее образ героя никак не складывается

Каждый учитель испытывает радость, если ему удается найти прием, вопрос, слово, звук, предмет, который заденет чувства ученика, вызовет поток ассоциаций или воспоминаний, оживит интерес к уроку.
…На уроке мне нужно было показать семиклассникам роль художественной детали в произведении В.Ирвинга “Легенда об арабском астрологе” и ее значение для создания характера главного героя.
Когда я поняла, что найти важную деталь в только что прочитанном отрывке ребятам трудно, на уроке возникла пауза. Мне срочно нужен был выход из положения. И тогда я попросила написать в тетрадях ответ на вопрос: “Что такое мир и что такое я в этом мире?”
Все тут же принялись писать. Даже слабенькие. Ведь писать-то нужно не об Ирвинге, а о себе. А уж про себя-то каждый что-нибудь да знает...
Мы выслушали каждого, хотя класс большой. Вот только два предложения:
“Мир – бесконечная школа, и я в ней ученик, как и все!” (Максим Н.)
“Мир – это единое целое, а я в нем песчинка, которая мечтает стать чем-то важным в этом целом”. (Владислав И.)
На следующие вопросы теперь могли ответить почти все!
– А что такое мир для султана Абен-Абуса? (Шахматная доска, деревянные фигурки.)
– Как представляет себя в этом мире Абен-Абус? (Владыкой мира.)
– Зачем нужна эта деталь в произведении?
На этот вопрос каждый отвечал снова самостоятельно. Например, был такой ответ: “Шахматная доска несет повышенную содержательную нагрузку, так как мы понимаем, что Абен-Абус хочет управлять миром из своего дворца, безжалостно истреблять врага острой частью копья”. (Катя П.) Сразу оговорюсь, что можно было пользоваться статьей учебника, если определение художественной детали не помнишь наизусть.
Одна из задач урока была достигнута. Хорошо, что эта пауза случилась: благодаря ей я сумела найти индуктор, который заинтересовал каждого ученика.
С урока я уходила с чувством удовлетворения, так как, мне кажется, творчеством Ирвинга заинтересовались многие.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru