Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2002

Третья тетрадь. Детный мир

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Наталья ШЕРЕМЕТ,
учитель

Родители, дети, школа. Семь лет спустя

Размышления классного руководителя

Семь лет назад в моем классе все семьи были полными. Только у одного мальчика отец трагически погиб. Родители друг друга, как правило, понимали и поддерживали. В тяжелую для семьи перестроечную полосу эти родители попали уже немолодыми, сформировавшимися тридцати-сорокалетними людьми. Но от внешних сложностей семьи не разрушились – держались, помогали друг другу. Это было последнее поколение “советских инженеров”, которые не пошли торговать на рынки, но со временем и они нашли себя в постсоветском пространстве.
Прошло семь лет. Мой новый класс – седьмой: другие дети, родители и совсем другие отношения со школой. Первое, что бросается в глаза: резко расслоилось материальное состояние семей. Одного привозят к началу первого урока на BMW, а другой до окончания школы вряд ли пересядет с рейсового автобуса в родительский автомобиль.
Больше чем у половины класса семьи неполные. У трех детей родители уже умерли – не несчастный случай, просто болезни... Несколько детей не знают своих пап вообще. Разведенные семьи тоже разные: есть такие, где ни мама, ни ребенок с папой не общаются, есть – где общаются. У одного ребенка родители в разводе, живут в разных концах города, а он на мои просьбы к маме все время спрашивает: а папе что сказать? а папе что сделать?
У меня складывается впечатление, что родители сейчас меньше поддерживают школу, чем семь лет назад. Конечно же часть из них разделяют наши ценности. Но вот, например, мама, которая отдала ребенка в школу “продлить детство”. А мы развиваем в нем чувство ответственности. Но это не самый плохой вариант.
Со стороны тех родителей, кто сдал ребенка в школу как в камеру хранения, я сейчас вижу такую агрессию, которой не было у родителей моего прежнего выпуска. С теми случались непонимание, долгие разговоры, но агрессии не было. А сейчас крик: “Что вы говорите, что моего сына надо развивать, вы обязаны додержать его в школе до конца девятого класса!”
Еще я чувствую, что все мои семиклассники нуждаются в эмоциональной поддержке больше, чем дети “инженерного” поколения. Они ищут и находят ее друг в друге. Приходят в школу задолго до начала занятий. После уроков остаются и носятся стаей в школьном дворе. Ругаются, обижаются, но все равно держатся вместе как бы своей “семьей”.
Этой осенью мы решили пойти в поход, и я предложила ребятам собраться, чтобы написать законы походной жизни. Так случилось, что писали без меня. И вот на переменке прибегают радостные, протягивают сложенный листочек: “Посмотрите, Наталья Григорьевна!” Открываю, читаю: “Закон первый. Не воровать друг у друга”.
Ребята моего первого выпуска были достаточно закрытыми, защищенными. Этим же нужно внимание взрослого. Ласка, какая-то семейная забота. И чем более “дик” и конфликтен ребенок, тем большая нужна ему ласка.
В походе укладываемся спать, я желаю всем спокойной ночи, и в ответ тут же слышу сразу несколько голосов: “А поцеловать?”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru