СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Родители, дети, школа. Семь лет
спустя
Размышления классного руководителя
Семь лет назад в моем классе все семьи
были полными. Только у одного мальчика отец
трагически погиб. Родители друг друга, как
правило, понимали и поддерживали. В тяжелую для
семьи перестроечную полосу эти родители попали
уже немолодыми, сформировавшимися
тридцати-сорокалетними людьми. Но от внешних
сложностей семьи не разрушились – держались,
помогали друг другу. Это было последнее
поколение “советских инженеров”, которые не
пошли торговать на рынки, но со временем и они
нашли себя в постсоветском пространстве.
Прошло семь лет. Мой новый класс – седьмой:
другие дети, родители и совсем другие отношения
со школой. Первое, что бросается в глаза: резко
расслоилось материальное состояние семей.
Одного привозят к началу первого урока на BMW, а
другой до окончания школы вряд ли пересядет с
рейсового автобуса в родительский автомобиль.
Больше чем у половины класса семьи неполные. У
трех детей родители уже умерли – не несчастный
случай, просто болезни... Несколько детей не знают
своих пап вообще. Разведенные семьи тоже разные:
есть такие, где ни мама, ни ребенок с папой не
общаются, есть – где общаются. У одного ребенка
родители в разводе, живут в разных концах города,
а он на мои просьбы к маме все время спрашивает: а
папе что сказать? а папе что сделать?
У меня складывается впечатление, что родители
сейчас меньше поддерживают школу, чем семь лет
назад. Конечно же часть из них разделяют наши
ценности. Но вот, например, мама, которая отдала
ребенка в школу “продлить детство”. А мы
развиваем в нем чувство ответственности. Но это
не самый плохой вариант.
Со стороны тех родителей, кто сдал ребенка в
школу как в камеру хранения, я сейчас вижу такую
агрессию, которой не было у родителей моего
прежнего выпуска. С теми случались непонимание,
долгие разговоры, но агрессии не было. А сейчас
крик: “Что вы говорите, что моего сына надо
развивать, вы обязаны додержать его в школе до
конца девятого класса!”
Еще я чувствую, что все мои семиклассники
нуждаются в эмоциональной поддержке больше, чем
дети “инженерного” поколения. Они ищут и
находят ее друг в друге. Приходят в школу задолго
до начала занятий. После уроков остаются и
носятся стаей в школьном дворе. Ругаются,
обижаются, но все равно держатся вместе как бы
своей “семьей”.
Этой осенью мы решили пойти в поход, и я
предложила ребятам собраться, чтобы написать
законы походной жизни. Так случилось, что писали
без меня. И вот на переменке прибегают радостные,
протягивают сложенный листочек: “Посмотрите,
Наталья Григорьевна!” Открываю, читаю: “Закон
первый. Не воровать друг у друга”.
Ребята моего первого выпуска были достаточно
закрытыми, защищенными. Этим же нужно внимание
взрослого. Ласка, какая-то семейная забота. И чем
более “дик” и конфликтен ребенок, тем большая
нужна ему ласка.
В походе укладываемся спать, я желаю всем
спокойной ночи, и в ответ тут же слышу сразу
несколько голосов: “А поцеловать?”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|