Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ

Фауст и другие

Он ищет истину, философский камень, верную подругу, веселую подругу, он скачет козлом и ведет за собой козла; в черном плаще с мрачным спутником, он отматывает версты безнадежной дороги от замка к замку, от города к городу; с суеверным страхом шарахаются от него боязливые домохозяева, но их дочери все равно попадают в его объятия. Черный кот, ящик Пандоры, черная собака, граммофон, лампочка Эдисона, тысяча магических заклинаний, вскрытие трупов в поисках души, операции на аппендиксе, операции на сердце, радиосигналы, наблюдение за ночными светилами, рецепты от лихоманки и лихорадки, идея прогресса, пароход, паровоз, самокат, память о некогда обретенном и утраченном эликсире бессмертия, десятки революций, сотни войн, речи с броневика, гордые слова перед расстрелом, фаллос, рвущийся в космос, фаллос, бьющий в цель, энциклики, энциклопедии и труд, труд, труд во славу человечества, где покой, как известно, есть душевная подлость…
Почти все может доктор Фауст, заключивший от скуки договор с одним из мелких чиновников адской иерархии, плутом и забавником с хорошим именем Мефистофель. Несколько столетий подряд в совершенном одиночестве прогибал он под тяжестью своих прыжков довольно хлипкий настил на подмостках европейской жизни. Мефистофель шалил, Фауст витийствовал всерьез, порой забывая о договоре, другие архетипы дремали. Лишь одно было не под силу ученому безобразнику, пылкому оратору и преобразователю Вселенной – признать совершенство настоящего. Действительно, удачно придумано. Скажешь: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» – и всей твоей истории конец. Не так ли, любезнейший господин Гете? «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!» – эти слова черта украшали детский календарик, который любезные родители вывесили над моей кроваткой лет эдак в семь, едва я только выучился читать…

…Как-то неожиданно фаустовский порыв иссяк. Пропал интерес к научным изданиям, к открытиям, техническим рекордам и прочей высокой магии. Сухой Генон с пафосным Элиаде и претендующим на художественность Майринком едва ли заменят прозаика Маркса и поэта Ницще. Будто дух, некоторое время тому назад выпущенный из закупоренного сосуда, набедокурил, делая вид, что исполняет просьбы братьев вольных каменщиков и их мастера из Веймара, – набедокурил, а потом растворился в воздухе. То есть люди вовсе не устали преображать мир, нет, отнюдь, они делают это с не меньшим упорством, чем, скажем, лет сто назад, но с какими-то более мелкими, вовсе не метафизическими целями. Все как будто бы для хозяйства, своего маленького блага, из собственной неосторожности, не ввиду договора и не под диктовку. Когда это произошло? Быть может, во второй половине ХХ века – в ту пору сошлись все свидетельства, и стало ясно, что Фауста и Мефистофеля, эту парочку неразлучных всадников, слишком часто видели на дороге, ведущей от медных рудников Экибастуза прямиком в Освенцим. Нет, скорее чуть позже, когда обнаружилось, что сюжеты исчерпаны и поэты начали щеголять цитатами и заимствованиями, из которых постепенно вырастала новая мифология. И уж наверняка совсем недавно, после того как один японский американец или американский японец заявил, что история завершилась. Завершилась история Фауста – забыл добавить он.

Но тут есть один очень любопытный вопрос. Наверное, многие чувствовали, что концовки большинства великих сочинений XVIII и XIX веков как-то провисают, не очень-то в них верится. Как бы сочинял автор роман или трагедию, сочинял, а зачем – забыл. А потом вспомнил – и ну эпилог дописывать.
Гетевский «Фауст» в этом случае не исключение, скорее одно из первых звеньев длинной цепи. Вторая часть этой пиесы для мироздания с оркестром выглядит вообще несколько ходульно, а уж развязка – тем более. И потом на собственном опыте мы знаем, что никуда не делся господин Фауст, почти два столетия еще ходил меж людей, посмеивался. Одна опера Гуно чего стоит: «Люди гибнут за металл, Сатана там правит бал» и т.д. (При чем здесь Сатана? Поразительное мистическое легкомыслие, свойственное XIX веку. Представьте себе, на протяжении десятилетий в каждой европейской опере ну хотя бы раз в месяц звучала эта эффектная ария, и дамы в бриллиантах, и мужчины в строгих костюмах, полагая, что приобщаются к высокому, вставали и аплодировали.)

Так вот, нынешнее исчезновение Фауста – связано ли оно с тем, что его навеки удовлетворила общая картинка человеческого существования, или, напротив, насмотревшись на плоды своих дел, он наконец научился ценить мгновение между вчерашней целью и завтрашним замыслом?

А быть может, его осенило, что застывший миг – это и есть ад?

То есть сидит нынче наш герой в маленькой квартирке на Манхэттене. Антикварная мебель, книжные шкафы, битком набитые средневековыми рукописями. Сидит он в халате, на постели, ворот расстегнут, на худой шее медальон с черным турмалином. В окна бьет яркое солнце, и Мефистофель, одетый во вполне уместный для него кафтан слуги, чуть прихрамывая, поднес ему чашку отменно сваренного кофе. Черт уже отпустил чашку, Фауст ее еще не взял. Но его время остановилось.

Андрей ПОЛОНСКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru