Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЗРИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС 
 

Когда-то давно, когда только начинала выходить полоса “Зрительный класс”, мы думали: как здорово, что в газете нашлось место для материалов о такой замечательной области педагогики, совершенно для нас непривычной, – педагогике кино, видео и фотографии. А то часто учителя и родители в один голос сетуют, что дети слишком много времени сидят перед телевизором, но лишь некоторые всерьез воспринимают киноэкран как дидактический, обучающий материал. Наверное, поэтому полоса “Зрительный класс” выходит в свет не так часто, как хотелось бы. И все-таки кое-что уже сделано. Мы писали о школьных кинофестивалях, о преподавании школьных дисциплин при помощи кино, о детских попытках снимать свое кино. Сегодня разговор продолжается. Разговор о том, что, может быть, самый главный смысл кинопедагогики – в воспитании настоящего, думающего и тонко чувствующего зрителя, видящего в кинопродукции не возможность пустого развлечения, а один из путей открытия мира и себя самого. Чтобы это понимание пришло к человеку годам хотя бы к восемнадцати, надо начинать сначала, с первых школьных дней. О двух таких школьных курсах, воспитывающих грамотных зрителей, рассказывают Лариса Баженова и Ольга Калмановская, постоянные авторы полосы; о том, как с помощью кино можно интересно преподавать химию, пишет заведующий лабораторией медиаобразования Российской академии образования кандидат педагогических наук Алексей Журин. Поле для разговора открыто для всех. Если вы используете кино или фотографию в своей повседневной педагогической практике, пишите нам, мы с удовольствием расскажем о ваших идеях.

Алексей ЖУРИН,
кандидат педагогических наук,
заведующий лабораторией технических средств обучения и медиаобразования Института общего среднего образования Российской академии образования

Учитель в роли режиссера

Если детей невозможно прогнать от телевизора, значит, надо чаще включать его на уроке!

Изменение целей естественно-научного образования поставило многих учителей в тупик. Как, например, на уроках физики передавать ученикам не только специальные (физические) знания, но и духовные ценности той культуры, в которой они растут? Что должен делать учитель математики для гуманизации своего предмета? На эти вечные «что делать?» и «как делать?» дает ответы медиаобразование. Под медиаобразованием мы понимаем появление у школьников таких умений, которые обеспечат им комфортную полноценную жизнь в современных информационных условиях. Это будет возможно в том случае, если мы научим детей критическому восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам масс-медиа; поможем понять скрытый смысл того или иного сообщения, чтобы они могли противостоять манипулированию сознанием со стороны средств массовой информации, и конечно, включим внешкольную информацию в контекст общего базового образования.
Специально проведенные исследования показывают, что средства массовой информации значительно больше влияют на складывающуюся у школьников естественно-научную картину мира, чем уроки биологии, физики, химии. Оторвать их от телевизора — задача практически невыполнимая, следовательно, нужно сделать экран своим союзником, тем более что в большинстве случаев информация, получаемая в процессе развлечения, очень хорошо вписывается в уроки естественно-научного цикла.
Художественные и мультипликационные фильмы могут выполнять разные дидактические функции. Так, демонстрация фрагмента из кинофильма «Девчата» (где обыкновенный шарф сделан из еловых лап) заставляет десятиклассников искать ответ на вопрос, действительно ли такое возможно (урок по теме «Волокна»). Фрагменты фильма «Кажется, боги сошли с ума» на уроках физической географии не только знакомят школьников с ландшафтами и животным миром Африки, но и с различными типами взаимоотношений между людьми и природой. Мультипликационные фильмы о приключениях барона Мюнхгаузена и капитана Врунгеля помогут учителю физики проверить осознанность знаний по своему предмету.

Использовать художественные фильмы на уроках естественно-научного цикла и легко, и трудно. Легко, потому что практически к каждому уроку и к каждому его этапу можно подобрать подходящий фрагмент. Трудно, потому что включение видеозаписи в урок требует очень серьезной подготовки. Видеофрагменты должны отвечать определенным требованиям, игнорирование которых может свести на нет все педагогические усилия.
1. Видеофрагмент должен занимать строго определенное место в учебном занятии как его органичная часть.
2. Видеофрагмент должен быть лаконичным, желательно, чтобы его продолжительность не превышала трех минут.
3. Видеофрагмент не призван излагать ту или иную тему целиком, а ограничивается раскрытием в динамике определенных явлений, теоретическая интерпретация которых становится предметом разговора после просмотра.
4. Информация, содержащаяся в видеофрагменте, предназначенном для демонстрации, должна соответствовать уровню знаний учеников. Если знания, необходимые для правильного понимания информации, значительно превышают те, которые они уже имеют, то такой фрагмент использовать для обучения нельзя. Если эти знания немного выше, то фрагмент может быть использован для создания положительной мотивации к изучению нового материала.
5. Отобранный фрагмент должен быть дидактически обработан. Это означает, что учитель должен тщательно продумать вопросы, ответы на которые школьники должны найти в фильме, или задания, которые будут предложены после просмотра.
6. И последняя рекомендация. Не надо стремиться задать как можно больше вопросов сразу после завершения показа подготовленного фрагмента телевизионной рекламы, художественного или мультипликационного фильма. Некоторое время дети будут еще находиться по ту сторону экрана (это в полной мере относится и к специально разработанной учебной видеозаписи), и конечно же выполнение учебных заданий будет для них очень трудным. Гораздо лучше после выключения видеомагнитофона обсудить фрагмент как произведение искусства, избегая таких оценок, как «правильно – неправильно». То, что считается нереальным в материальном мире, оказывается вполне реальным в мире искусства.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru