Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Ирина МАЛЕЕВА

Учитель в России –больше чем учитель

Наверное, поэтому проблема, как найти для него деньги, – больше чем проблема

Недавно в министерстве состоялось заседание
пресс-клуба, которое провел министр образования Владимир Филиппов. Это был своего рода отчет перед учителями в канун профессионального праздника.
Министр, как всегда, признал, что на “восстановление” материальной базы школы и повышение качества образования потребуется еще немало времени и средств. Но финансирование образования неуклонно увеличивается, и это есть главный повод для оптимизма.

И тут пришли «предметные лобби»...

Одним из приоритетных направлений траты времени и средств, по мнению министра, является разработка новых образовательных стандартов, которая с перерывами шла на протяжении целого 10-летия и особенно активизировалась в последние два года. Владимир Филиппов откровенно признался, что категорически недоволен результатами нынешнего этапа.
Неужели и в министерстве наконец-то засомневались в идее стандарта?
Как бы не так. Но ключевая задача создания стандарта – разгрузка содержания образования, по словам В. Филиппова, пока остается нерешенной. А причиной тому – давление «предметных лобби», отстаивающих увеличение часов на те или иные дисциплины. В. Филиппов рассказал, что министерство буквально завалено письмами с требованиями вернуть в школу в полном объеме черчение, астрономию и даже ввести всеобщее космическое образование. Поэтому найти разумный компромисс по содержанию стандарта пока невозможно.
...На первый взгляд история с «предметными лобби» попросту смешна. А на самом деле – показательна. Ведь лоббист – это облеченный властью человек, представляющий интересы определенной группы людей, имеющий возможность влиять на принятие важных решений.
Но что это за группа людей, в чьих интересах действуют «предметные лобби»? Школьники? Учителя? Или «научное сообщество», авторы учебников и пособий? А если так, то образовательный стандарт будет плодом серии чиновных компромиссов по схеме «мы вам – вы нам». Где в этой схеме место ученикам и педагогам, не очень понятно.
Но силы и средства все равно будем вкладывать!

Регионально-муниципальная рокировка

Перемены коснутся не только содержания образования, но и системы финансирования школ, которые получат государственный статус. Это означает, что в ближайшее время средства на заработную плату педагогов и учебные расходы будут выделяться из бюджетов субъектов Федерации, а муниципалитеты будут отвечать только за коммунальные расходы и ремонт.
В настоящее время министерство принимает самое активное участие в подготовке нормативной базы для этого нововведения, разрабатывая поправки в Налоговый, Бюджетный, Гражданский кодексы, а также в Законы “О местном самоуправлении” и “Об образовании”.
Сегодня уже определена схема: ассигнования на школьные нужды должны выделяться в виде целевых субвенций, а в качестве финансового посредника между общеобразовательным учреждением и субъектом Федерации выступит казначейство. Медленно, но верно.
...С одной стороны, предстоящая демуниципализация школы и придание ей государственного статуса позволят выровнять положение учителей в пределах одного региона, избежать нецелевого расходования средств в сфере образования. С другой стороны, это может привести к уравниловке, когда педагоги из больших городов лишатся своих надбавок и льгот, хотя министр не исключил возможности доплат из муниципальных бюджетов.

Зарплату платит губернатор?

Коснулся министр и проблемы учительских зарплат. Отмена ЕТС с 1 октября 2003 года, по его мнению, факт позитивный. Но введение отраслевой системы оплаты труда может привести к расслоению среди бюджетников. Ведь повышение зарплаты тем или иным категориям работников (врачам, учителям, военным, библиотекарям) будет зависеть от решения губернаторов, а не от правительства страны, как это происходило до сих пор...
Как это происходило до сих пор, мы все знаем. Губернаторы судорожно искали деньги, которые правительство волевым решением «выделяло» из бюджетов регионов.
В новых же условиях федеральный центр окажется вправе устанавливать лишь определенный минимум оплаты труда, который будет носить рекомендательный характер. Единственное, что останется неизменным, так это помощь федерального бюджета региональным в виде трансфертов, то есть нецелевых субсидий, расходуемых по усмотрению губернаторов. И здесь таится известная опасность: скажем, деньги выделяются на покрытие долгов по зарплате учителям, а расходуются на строительство дорог.
И пока государство не создаст действенный механизм выплаты и повышения зарплаты, опасения министра насчет «расслоения бюджетников» безосновательны. В богатых регионах как платили, так и будут платить. Всем. А в бедных не станут платить никому...

СМИ вам в помощь!

В качестве резюме В. Филиппов заявил, что одна из главных задач средств массовой информации – постоянно напоминать обществу о том, что учитель в России – больше чем учитель, и потому финансирование школы должно быть приоритетным. Это, по мнению В.Филиппова, соответствует реальному положению дел, особенно в свете нарастания угрозы экстремизма и усиления в связи с этим воспитательной роли школы.
С готовностью выполняем просьбу господина министра.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru