Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ДОМАШНИЙ АРХИВ 
ИСТОРИЯ ОСЕНИ 

«Мы кричим: “Осень, осень!” А листья падают уже в июне. Что-то все время падает с неба: листья, дожди, чудеса, семена, снега, свет, слезы...»

Из дневника Юрия Визбора, 70-е годы


ПРИКОСНОВЕНИЕ К СУДЬБЕ 

Дмитрий ШЕВАРОВ

«Жизнь свою держу в руке...»

Вышла в свет книга, полная нежности

Ваня порылся в рюкзаке и достал книжку. Новенькую, типографией пахнет...

День был ветреный и ясный,
шли с востока облака.
Рядом сын со мной прекрасный,
вот в руке моей – рука.

Даль за далью...
День все выше.
Жизнь свою держу в руке.
Вон и долговские крыши
показались вдалеке...*

Мы развернули зеленую карту Костромской области и стали искать. «Там рядом должно быть Островское...» – сказал Ваня. Нам попадались Болтушки, Медведки, Погорелки, мелькнули Заборье и Афериха, проплыла Дымница... Так спускались мы глазами к Волге и тут вдруг увидели – Островское, а за ним высыпали и Долгово с Дорофеевом. Мы обвели Дорофеево синим кружком. А потом и Долгово – таким же синим...

Земля в Аферихе под снегом,
Дом в Дорофееве пустой
И храм в Заборье, в мгле густой...

На первой странице – фотография: мальчишка сидит на дереве, вылитый Ваня.
– Это ты?
– Нет, это папа в детстве...
Отец Вани, поэт Виталий Славутинский, умер в августе 99-го. Ваня остался с бабушкой. Много забот, совсем недетских, свалилось на двенадцатилетнего мальчишку. Недавно Ваня составил описание отцовского архива, в нем оказалось 150 рукописей – очерки, статьи, пьеса в стихах, научная работа о Чаадаеве...
И вот в издательстве РГГУ вышли одна за другой две книги. Первая, со стихами для детей, проиллюстрирована Ваниными детскими рисунками. Вторая – «взрослая».
Обе книжки готовились еще самим Виталием, он успел написать для них предисловия. Изданы они на средства, собранные друзьями, живущими сейчас не только в России, но и в далеких Германии и Америке.
«...Коротко о себе. Я родился в Москве в 1953 году. Отец мой – черноморец, одессит. Мать – волжанка, родом из Саратова... Шесть лет мы прожили в Баку. В школу я пошел в Москве. Школьные годы запомнились первой мальчишеской дружбой и первой любовью... Закончил в 1975 году исторический факультет Московского университета с дипломом специалиста по истории США. Три года работал на радио, потом – в газете «Известия». Там, в отделе писем, занялся сельской тематикой. У меня в то время был уже свой дом в Костромской области, купленный задешево... Мое знакомство с сельской действительностью пришлось на ту глухую и отчаянную пору, когда страна уже наполовину была объявлена «неперспективной», смириться с тем, что та же участь постигнет и деревню Дорофе-
ево, ставшую мне, как сейчас говорят, «малой родиной», я не мог. О том, как шла борьба за сохранение этой деревни, я рассказал в документальных очерках...»
Возможно, эти очерки войдут в будущую книгу. А в этой – стихи.

...И дом рубить, и в поле сено
приспело время ворошить.
И буратинок из полена
строгать, и куклам платья шить.

В подмосковном поселке, где мы познакомились с Ваней минувшим летом, старики с затаенной гордостью говорили: «Наш Ваня...» Верно, так же крестьяне в Дорофееве гордились его отцом.
Виталий Славутинский пытался поднять из руин храм, боролся за почту и школу, поставил в деревне памятник воинам, погибшим в Отечественную войну, записывал на магнитофон стариков, чтобы хоть на пленке остались живые голоса...
Там, в деревне, некоторые стихи он сочинил вместе с маленьким Ваней, и в книге они составили целый раздел «Стихи, написанные с сыном». Они полнятся колыбельностью и счастьем.

В деревне, в ссылке добровольной,
с Иваном делим пополам –
и черный хлеб, и борщ свекольный,
и путь окольный по полям.
Почти любому гостю – рады.
Вчера собралась детвора
у нас в сенях – и нет награды
важней, чем детская игра!

Поэт и журналист Виталий Славутинский мечтал продлить жизнь древним заволжским селениям, страшно переживал их неизбежное, как многим казалось, умирание. Но вот вышли в свет его книги, и теперь, что бы ни случилось, Дорофеево, Долгово, Афериха и Спас-Заборье навсегда останутся на карте русской словесности.

Чтобы в этих гнездах
вывелись птенцы, –
им нужны как воздух
нежные отцы...

ВАНЯ СЛАВУТИНСКИЙ С КНИГОЙ ОТЦА

Ваня Слаутинский с книгой отца

 


*«Виталий Славутинский. Проснуться в детстве». РГГУ, 2002


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru