Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №67/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Интегрированное обучение – кто только не говорит о нем в последнее время. Видимо, школа устала от постоянной необходимости расчленять целостную ткань нашего бытия на лоскутки учебных предметов. Идея заманчивая, но за десятилетия мы настолько привыкли, что звук, например, на уроке музыки – это одно, а на физике – совершенно другое, что сочинить интегрированный урок гораздо труднее, чем традиционный. Ведь приходится не просто соединять геометрию с музыкой или рисование со словесностью. Нужно, чтобы они не просто соседствовали, а дополняли друг друга. Но и это не главное. Самое важное – для чего мы это делаем: чтобы школьное знание о мире перестало быть отчужденным от ученика, а основой образования стал личный опыт ребенка. Традиционно в школе развивали преимущественно разум ученика, а его эмоции, ассоциативное мышление и внепредметные интересы были помехой в учебе. В интегрированном же образовании педагоги стремятся всякое знание строить на фундаменте чувственно-эмоционального восприятия. Именно так работают педагоги гуманитарного центра “Театр” в Екатеринбурге. “Театр” – это группы и учебные комнаты детского сада “Лорик”, классы и кабинеты школы “Мы”, залы и творческие мастерские студий... А еще дети и педагоги. Создателем центра был Генрих Львович Риасс, профессиональный режиссер, педагог. Пятнадцать лет назад он привел в свой любительский театр детей, чтобы взрослые учились у них искренности и органичности, учились вместе думать, разбираться в житейских событиях и придумывать праздники. И начались репетиции, сочинения про свою жизнь, из которых рождались смешные и грустные спектакли, споры с родителями и учителями.
Генрих Риасс точно понимал суть возникающих у детей проблем и, будучи человеком азартным, решил рискнуть и посягнул на святая святых – школу с ее жестко очерченными тогда идеологическими рамками. И не театр в школе решил создать, а уроки истории, литературы, математики превратить в театр, вернее, в событие, для ребенка безусловно интересное и важное. Он назвал это так: “Использование методов и принципов театральной педагогики в образовании”.
Собралась группа педагогов одной из екатеринбургских школ и студентов педагогического института. Пришли родители, желающие для детей иной образовательной атмосферы. Начались занятия с педагогами: как выстраивать режиссерскую логику урока; с родителями: как создавать для детей праздник. А с детьми просто играли в очень серьезные игры... и все вместе придумывали капустники.
В 1992 году Генриха Риасса не стало... Остались родители, дети и группа учеников, которые только-только почувствовали вкус к новому таинственному педагогическому инструменту. Его предстояло осмыслить, сформулировать исходя из своего предмета. А быть может, и заново открыть, в особенности вновь пришедшим педагогам.
За последующие годы были написаны и сертифицированы программы, сейчас педагоги продолжают разрабатывать новые. А в этом году гуманитарный центр “Театр” начинает работу как центр повышения квалификации.
О нем сегодня рассказывают педагоги и ребята.

Наталья БАСИНА,
музыковед, педагог;
Ольга СУСЛОВА,
архитектор, педагог

Узоры повторений

Урок по предмету «Введение в язык искусства» на тему “Симметрия”

Cимметрия – одно из уникальных свойств природы – на протяжении многих веков не перестает волновать философов, физиков, математиков, художников.
В то же время каждый ребенок сталкивается с симметрией ежедневно. То есть его эмоционально-чувственный опыт и память уже накопили множество встреч с симметрией. Педагогу же остается только востребовать детский опыт, обобщить и облечь в понятие.
Поэтому начинаем мы не с определения… На столах разложены сухие кленовые, березовые, дубовые листья, цветы, сосновые шишки, перышки.
Ребята рассматривают их внимательно, трогают шершавые листья, проводят пальчиком вдоль прожилок. Они отмечают разницу цвета и оттенков, шершавость или гладкость фактуры, красоту формы.
– Ребята, а что общего в листьях, цветах, перышках?
– Листья и цветы живые, они растут в лесу…
– Листья похожи на деревья, у них прожилка посредине, как ствол у дерева, и в стороны прожилки отходят, как веточки.
– Посмотрите на форму этого листа, какая у него есть особенность?
– У него есть средина…
– Еще у него одна сторона похожа на другую…
– Вот, про эту похожесть мы сегодня и поговорим…
– И у перышка тоже есть середина… А все лепестки цветка похожи и чешуйки у шишки – тоже.
– Теперь посмотрите на меня или друг на друга. Что вы видите? Есть ли повторяющиеся элементы?
– Два глаза, два уха, две руки и две ноги… У нас есть как бы отражающие друг друга половины и есть середина.
– А теперь представьте, что одна половинка листочка не похожа на другую или одна половинка нашего тела не похожа на другую. Представили?
– Нет, так будет что-то не то, мы будем смешными и уродливыми… Так неправильно… Так некрасиво…
– Получается, что симметрия отвечает за порядок и красоту. Где мы еще встречаемся с симметрией?
– У меня на платье повторяется узор.
– Правильно, у тебя на платье цветок, все время повторяясь, образует непрерывный узор. Это орнамент, мы еще поговорим о нем подробнее. А такая симметрия называется переносной. Назовите еще примеры переносной симметрии.
– Деревья вдоль дорожки… Окна в домах…
– Крылья бабочки.
– А вот крылья бабочки и наше тело симметричны по-другому, не так, как узор на твоем платье. Кто может объяснить, в чем разница?
– Узор на платье повторяется несколько раз, он вытянулся в линеечку, а у бабочки есть средина и крылышки повторяются от средины.
– Молодцы, такая симметрия называется зеркальной. Одна половинка бабочки, или нашего тела, или листочка дерева, как в зеркале, отражается в другой. А вот цветок, как повторяются его лепестки?
– По кругу, вокруг серединки…
– Правильно, такая симметрия называется поворотной, так как лепестки, повторяясь, еще и поворачиваются по кругу. Вспомните, пожалуйста, примеры поворотной симметрии.
– Снежинки… венок из цветов… минутки на циферблате часов…
– Хорошо, вы вспомнили о времени. А если такое повторение: утро, день, вечер, ночь; утро, день, вечер, ночь…
– А еще можно: весна, лето, осень, зима; весна, лето…
– Или день, ночь; день, ночь…
– Получается, это тоже симметрия?
Мы постарались разбудить память и фантазию детей. Хорошо, что они приводят примеры из самых разных областей жизни: время, пространство, живое, неживое... Понятие распространяется на всю окружающую жизнь, а не закрепляется за какой-то одной наукой.
Теперь пора в прямом смысле почувствовать симметрию: память тела очень важна для детей.
– Посмотрите на позы друг друга, они тоже могут быть симметричными. Примите симметричные позы.
Дети с удовольствием ищут подходящие позы. Наташа замечает:
– А Оля не симметричная, потому что у нее челка набок.
– Правильно, у Оли асимметричная прическа. Нарушение симметрии – асимметрия. Найдите асимметричные позы. Через минуту все замерли в самых невероятных позах.
– А ваши лица, выражения лиц, какими они должны быть?
Дети начитают корчить рожицы и смеются друг над другом.
– Молодцы! А сейчас мы поиграем в другую игру. Давайте сделаем симметричный узор из самих себя. Маша создаст из нас симметричную цепочку, а мы постараемся догадаться, по какому признаку она нас организовала.
Маша выстраивает ребят в линию. Все готово.
– Кто догадался, что задумала Маша?
– Я знаю… Мальчик, девочка; мальчик, девочка…
Мы еще не раз будем играть в эту игру и гармонизовать класс: по цвету одежды, волос, глаз, по характеру позы...
А сейчас мы продолжаем. Ребята получают новую задачу.
– Как вы думаете, а в музыке есть симметрия?
Сейчас мы послушаем два разных музыкальных произведения, и вы определите, в каком “живет” симметрия, а в каком нет.
Звучит Прелюдия ля-бемоль мажор Дмитрия Шостаковича. Прихотливый и капризный рисунок как будто все время обманывает нас. Какой странный вальс. Только-только слух настраивается на характерную для этого жанра периодичность структуры, как она тут же нарушается. Мелодия то “вздыхает”, задерживая жест, то вдруг закружит, как будто забывая о ритме.
– Здесь нет симметрии. Музыка подшучивает. Ждешь одного, а оказывается другое.
– А какой, по-вашему, должна быть музыка, в которой «живет» симметрия?
– В ней должны быть повторы, похожие фрагменты.
– Молодцы! А теперь послушаем пьесу Шумана “Отзвуки театра”.
– Есть ли в этой музыке симметрия?
– Да!
– Почему?
– В ней есть повторы.
– А что повторяется? Мелодия или ритм?
– Здесь все повторяется: и мелодия, и ритм!
– А как мы назовем такой тип симметрии? Подумайте, не спешите.
– Повторная, – говорит Наташа.
– Хорошо. Еще раз, пожалуйста, послушайте от начала до конца пьесу. И быть может, кто-нибудь услышит здесь еще одну симметрию.
Оказалось, и дети это расслышали, что в этой музыке “живет” еще один тип симметрии. Трехчастная структура пьесы вызвала у них ассоциации с зеркальной симметрией.
Наше занятие продолжается, сейчас мы будем работать с пространством класса.
– Пожалуйста, организуйте пространство классной комнаты зеркально-симметрично, расставьте столы, стулья, мольберты.
Дети с увлечением начинают двигать мебель. Но ничего не получается, так как они начали действовать не договорившись. Мы останавливаем работу. Ведь для образованного человека не только важно знать научные сведения, понятия, законы, но и обладать умением планировать деятельность, работать в группе.
– Ребята, попробуйте спланировать свою работу. Можно взять лист бумаги и нарисовать схематично план комнаты, найти ось симметрии и расположить на плане мебель, изобразив ее условными знаками.
После того как план создан, ребята легко справляются с заданием. Несколько минут, и все готово. Столы, стулья, мольберты расставлены зеркально-симметрично, даже букет сухих трав и веточек, оставшийся после прошлого занятия, стоит на оси симметрии.
– А теперь сами симметрично расположитесь в этом пространстве.
Дети ищут себе место: Аня садится напротив Маши, Антон залез на стол, а Егор – на стол напротив него, Оля и Наташа встают за мольберты…
– Обратите внимание на свои позы, они тоже должны быть симметричны.
Дети проверяют свои позы и замирают. Мы награждаем ребят аплодисментами.
– А сейчас измените расположение мебели так, чтобы симметрия превратилась в асимметрию.
Немного кутерьмы – и от симметрии в классе не осталось и следа.
Ребята рассаживаются среди перевернутых столов и стульев, принимают асимметричные позы, на их лицах застывают смешные выражения.
– Молодцы, вы хорошо поработали, приведите класс в порядок, и мы продолжим.
Перед детьми заранее приготовленные, вырезанные из ватмана различные формы в виде асимметричных букетов.
– Что это?
– Это букеты в вазах.
– Есть в них симметрия?
– Нет, они асимметричны.
– Выберите понравившуюся форму букета и нарисуйте асимметричный букет.
Ребята открывают краски и затихают каждый над своим букетом. Они придумывают асимметричные рисунки для ваз, используют асимметрию в цвете, рисуют разные цветы, асимметрично располагают их в вазах.
Мы выкладываем в ряд и рассматриваем еще мокрые, блестящие, приятно пахнущие гуашью букеты и придумываем им названия:
– Это букет морских цветов.
– Букет разных цветов.
– Асимметричный букет.
Закончился урок, но наше знакомство с симметрией продолжится, мы будем составлять симметричные узоры из пуговиц, бусин и лент; из спичек и спичечных коробков; из ракушек и цветной гальки. Будем знакомиться с понятием «символ» и придумывать свои символы для солнца, облака, волны… А потом рисовать ночные или морские картины-орнаменты. Мы узнаем, какие узоры любили египтяне и древние греки и еще много интересного.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru