Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело


СВЕТЛЫЙ КАЛЕНДАРЬ 

Елена ХИЛТУНЕН

“Берегите слова!
– хочется посоветовать воспитателям...”

Сегодня – день рождения Василия Александровича СУХОМЛИНСКОГО

...Бывает, отработав в школе не один год, мы перестаем открывать книги педагогических классиков с вопросом “как быть?”. Кажется, все школьные катаклизмы нами уже пройдены и ответы на любые вопросы известны.
Но вот что интересно: чем дальше век классика, тем ближе и мудрее представляются его размышления, уточняются определения трогающих нас понятий.
Да и у тех, кто жил в недалекое время, бывает, видишь нечто не замеченное ранее, скрытое пеленой буден, а нынче, к удивлению, легко объясняющее происходящее.

Сегодня, 28 сентября, в день рождения Василия Александровича Сухомлинского, выдающегося советского педагога (именно так, с ударением на слове “советского”, мы нередко теперь о нем говорим), попробуем открыть его книгу “Как воспитать настоящего человека”. Разумеется, ко многим страницам мы не сможем отнестись с былым трепетом. Но если приглядеться, можно увидеть прежде мельком прочитанные строки, совсем нетривиально объясняющие некоторые из наших педагогических промахов. Что, например, стоит за его такими, казалось бы, банальными теперь словами: “Надо вести специальную воспитательную работу, рассчитанную на то, чтобы не было в нашем обществе преступников и правонарушителей?” Но... это и точка нашей тревоги.
Вот что дальше написано у В.Сухомлинского:
“...В чем же заключается смысл этой работы? Что и как надо делать практически?
В нашей системе воспитания сложился ряд правил, я и остановлюсь на них последовательно...
1. Первое противоядие, первая прививка против возможности будущего соскальзывания на дурную тропу заключается в детской нетерпимости, непримиримости, презрении, ненависти злу. Не бойтесь того, что, следуя законам своего детского мира социального прямодушия, малыши иногда перегибают палку... в этом нет ничего опасного, позже все исправится. Вот ко мне прибежала маленькая первоклассница Майя с жалобой: Витя нашел палку и бьет ею по траве. А в траве цветочки – “желтенькие, радостные цветочки одуванчика, – зачем он бьет их?”. Дитя прибежало ко мне не жаловаться на Витю. Если бы я наказал его сию же минуту, Майя была бы озадачена и уязвлена в самое сердце. Она пришла ко мне за правдой. Я должен прежде всего сказать: это зло! Дитя ожидает, что у меня в глазах вспыхнут огоньки возмущения. Вот зачем прибежала ко мне синеглазая Майя. Я, конечно, возмущаюсь проступком Вити, дитя радуется, мы вместе идем к Вите – защищать цветы и устыдить мальчика. И то и другое – торжество добра, справедливости. Но вместе с тем и то и другое – оселок, на котором оттачивается лезвие детской нетерпимости, непримиримости, презрения, ненависти к злу. Не допускайте, чтобы, прикасаясь мыслью и сердцем к злу, несправедливости, ребенок остался равнодушным.
2. ...Атмосфера действенного презрения, активной нетерпимости к мерзости... Создание этой атмосферы начинается с нетерпимости к лени, безделью, нерадивости, пустому времяпрепровождению. Не случайно народная мудрость учит: лень – мать всех пороков. Я тысячу раз убежден, что трудовое воспитание начинается за партой, за книгой – это главный и самый сложный станок, овладеть которым не так просто.
Самое главное в школе, самое важное и самое сложное, самое труднодостижимое и самое тонкое, что есть в педагогическом мастерстве, – это добиться, чтобы маленький человек стыдился своей праздности, презирал, ненавидел лень и нерадивость...
3. С малых лет мы учим своих питомцев дорожить жизнью и свободой. Для того, кто постиг, что такое жизнь и свобода, мерзость становится лично непереносимой.
Осторожно прикасайся к человеку – учим мы детей, подростков, юношей, – жить среди людей – это все равно, что ходить в сказочном саду, где вокруг тебя тончайшие лепестки цветов с дрожащими на них каплями росы; надо так прикасаться к цветам, чтобы не упала на землю ни одна капля.
В нашем школьном дворе – стеклянный домик, рядом с ним – кусты роз. Это, образно говоря, градусники, которыми мы измеряем температуру организма, имя которому – нравственное здоровье коллектива и всех наших сложных личностей. В течение многих лет не разбито ни одно стеклышко в стеклянном домике, капли росы не падают на землю от грубых прикосновений – значит, все в порядке. Если хотите постоянно проверять самих себя и то, как ваши питомцы относятся к величайшим ценностям – жизни и свободе, в особенности как умеют пользоваться свободой, поставьте этот градусник...
4. В школе не должно быть пустословия и пустомыслия. Берегите слова! – хочется посоветовать воспитателям. Будьте очень осторожны и осмотрительны, побуждая детей высказывать свою мысль. Не вкладывайте в уста дитяти слова, смысл которых оно еще не может постигнуть! Не допускайте, чтобы высокие, святые слова превращались в разменную монету. Настоящая любовь молчалива. Надо учить любить, а не учить говорить о любви. Учить чувствовать и хранить свои чувства, а не учить подыскивать слова для того, чтобы сказать о несуществующих чувствах. Так плодится лицемерие. Вообще важно учить говорить, но не менее важно учить молчать... Пусть каждое слово, произнесенное в школе, дает плод, а не остается пустоцветом.
Вот в чем смысл той работы души, которая предупреждает правонарушения и преступность...”
Звучит, кажется, вполне современно. Читаешь и думаешь: ведь действительно, часто ли мы размышляем, о чем с волнением и обидой говорит нам ребенок, оценивая поступок другого? Опять ябедничает! Ябеда – это плохо. Перестаньте друг на друга ябедничать! – вот наш приговор. Но по Сухомлинскому выходит совсем другая картина. Ребенок обнаружил зло, некую мерзость и сообщает нам об этом. Он, конечно, по-детски прямолинеен и категоричен, но уже может отделить добро от зла и точно отнестись к происшедшему. Как же мы не видим и не ценим это в ребенке? И почему привычно осуждаем?! Возможно, он больше не будет “ябедничать”, но его сердце при соприкосновении со злом, несправедливостью, как говорит В.Сухомлинский, может остыть, стать равнодушным – верный шаг на кривую дорогу. Или другое. Сколько часов школьной жизни потрачено на обсуждение с детьми вопросов дисциплины и свободы (вернее сказать – наших назиданий детям по этому поводу)! И как ничтожны принятые нами в итоге педагогические меры наведения порядка. А ведь дело, говорит Сухомлинский, не в плохой или хорошей дисциплине. Дело во взаимодействии людей, в их понимании друг друга. Что, если поверить Сухомлинскому и соорудить где-нибудь, например посреди школьного коридора, стеклянный домик-градусник, определяющий тепло или холод человеческих отношений. Если не домик, то хотя бы поставить несколько горшков с цветами на низеньких столиках. Главное, научиться бережно относиться к этим цветам, не считать их появление ограничением свободы, а как раз наоборот – одним из способов ее обретения – ведь цветы помогут нам научиться жить, не мешая друг другу. И разве нет в этом нехитром педагогическом приеме живого способа восхождения детей (да и нас с вами) к свободе, о которой кто же не мечтает?
...Сухомлинского сегодня можно читать по-разному. Но лучше – непредвзято, вдумчиво, пытаясь разглядеть между строк нечто большее, чем просто слова выдающегося директора сельской школы советского времени. Давайте иногда открывать его книги. Хотя бы в день рождения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru